KZ

Марат Бисенгалиев: Я вышел на сцену в тапочках и все подумали, что я классический Борат

Казахстанский дирижер и скрипач Марат Бисенгалиев дал откровенное интервью корреспонденту NUR.KZ, в котором рассказал о симбиозе классической музыки и новаторских технологий, о самых эпичных моментах с выступлений, а главное, о предстоящем шоу, не имеющем аналогов в мире - "Mr. Adam".

По словам самого маэстро, идея создания "Mr. Adam" принадлежит генеральному продюсеру шоу Кайрату Кульбаеву.

"Поначалу он хотел сделать что-то о жизни Карла Дженкинса (в шоу исполняется музыка легендарного валлийского композитора Сэра Карла Дженкинса - прим. ред.). Даже название было "Мистер Дженкинс". Затем, при встрече с Василием Бархатовым (режиссер, постановщик, автор сценария - прим. ред.) из Москвы название поменялось и он предложил "Мистер Адам" - как первый человек, и по-казахски "адам".

Мы очень долго думали насчет концепции. Я как-то показал Василию Бархатову мою концепцию "Номада" (альбом "Симфонического оркестра Алматы" под управлением Марата Бисенгалиева) и там была интересная пьеса, где я играл на двух скрипках. Причем вторую скрипку играла моя голограмма. На сцене было трудно различить, кто из нас является настоящим. Это натолкнуло Василия Бархатова сразу на новаторские идеи.

Так, впервые будут использоваться новые технологии. И сам жанр совершенно новаторский, то есть эквивалента этому шоу нет. Поэтому я могу сказать, что я в этом шоу не являюсь кем-то главным, я просто частичка этого шоу, я - исполнитель. Здесь стоит такая фигура, как Кайрат Кульбаев, как Василий Бархатов, которые делают просто потрясающие, я считаю, гениальные находки, помимо великолепной музыки. И вообще, сама концепция жизненная", - скромно заявил маэстро.

Марат Бисенгалиев подчеркивает, концепция шоу основана на концепции самой жизни собирательного образа каждого человека. Классическая музыка легендарного валлийского композитора, сэра Карла Дженкинса будет подана участниками симфонического оркестра Алматы через инновационное шоу с использованием самых прогрессивных технологий на сцене. Все это создаст картину жизни некоего абстрактного персонажа, человека – Мистера Адама, от момента его зарождения до смерти.

"В Алматы состоится премьера для наших казахстанских поклонников. Мы специально хотели сделать ее в нашем родном городе. Здесь и идея самсары, идея реинкарнации, круговорота жизни. Тут все не заканчивается просто на смерти. Нам не хотелось заканчивать на минорной ноте. Последняя пьеса - гимн, написанный в мажоре. И вместо оркестра, который выходит и играет, там будут очень интересные видеонаходки.

Это шоу настолько сложное, что каждый винтик, каждая гайка, каждый компонент этого шоу должны работать безукоризненно. Здесь задействованы 16 оркестрантов, 16 рамок и 16 пьес. 13 струнников и 3 казахских народника, и я - как солист.

На создание "Мистера Адама" мы потратили практически полтора года, работа была проделана во всех направлениях - это и техническое и музыкальное, это и записи, и актерское мастерство", - заинтриговал Марат Бисенгалиев.

Не секрет, что казахстанский музыкант всегда был сторонником новых технологий и новаторских решений.

"Музыканты, в основном, очень консервативны. В 95-96 годах появились "тач скрины", и уже к 2005 году весь Западно-Казахстанский оркестр играли с ними. Это был первый оркестр, в истории, который играл весь концерт с "тач скринами". Тогда это считалось чем-то невероятным. Причем интересно, даже сейчас это считается чем-то передовым. Очень мало оркестров, которые используют "тач скрин", - поделился Марат Бисенгалиев.

Для создания этого шоу музыкантам пришлось осилить непростые технические решения. Для этого были использованы такие технические новшества, как очки дополненной реальности для читки нот. По словам маэстро, в будущем, возможно, появятся и линзы виртуальной реальности.

По словам единомышленников Марата Бисенгалиева, маэстро обладает поистине невероятной интуицией и даром предвидения. Кроме того, музыкант очень трепетно и ответственно относится к своим последователям.

"Я думаю, это чувство есть у всех. Его надо развить. Я совершенно не религиозен, но я верю в энергию, в карму, в эту философию.

Меня часто спрашивают, почему вы не учите музыке. Вы могли бы оставить большое наследие своим ученикам. Я считаю, что надо заниматься тем, на что есть талант.

Для меня очень важен человеческий фактор. Для меня очень важна атмосфера в оркестре. Я очень осторожно отношусь к каждому члену своего коллектива", - признается маэстро.

Обладатель поистине тонкого английского юмора Марат Бисенгалиев не скрывает, что любит посмеяться над собой и делает это искренне, от всей души. В подтверждение этому маэстро поделился незабываемыми казусами из своей насыщенной концертами жизни.

"Самое эпичное - это когда я забывал скрипку. Когда я уже приехал на концерт в Лондон и обнаружил, что у меня нет скрипки, которую мне выдал фонд Элгара. Они мне дали эту скрипку прямо из музея, чтобы я записал диск. То есть весь концерт держался именно на этой скрипке. Но так получилось, что я приехал без нее.

Хорошо, что я жил часах в 2,5 от Лондона. Я просто попросил Василию - мою будущую жену, чтобы она как можно быстрее, с ветерком, поехала туда и привезла скрипку. И она успела прямо за несколько минут до концерта.

Конечно, были ситуации, когда я забывал свои штаны, туфли. Их было много. Но конечно, один из самых ярких моментов - это когда в Кракове я вышел на сцену в джемпере и тапочках. Дело в том, что по пути в Краков у меня украли вещи и я остался ни с чем. Я попросил организаторов, чтобы они вышли на сцену и рассказали о такой проблеме. Но они просто объявили меня и все. То есть я вышел, как какой-то панк. И они подумали, что я панк из Казахстана, классический "Борат"", - смеется Марат Бисенгалиев.

"Иногда думаю, что не красота, а юмор спасет мир. Сейчас все окунулись в негатив. Хотя, на самом деле, не все так плохо. Я хочу своих детей повезти, показать Мумбаи (густонаселенный мегаполис на западном побережье Индии - прим. ред.). Показать детей без крова. Мне кажется, многим людям стоит туда поехать, чтобы по-настоящему понять, прочувствовать сравнить и оценить эту реальность", - подытожил Марат.

Премьера программы "Mr. Adam" состоится 16 декабря в Алматы и 21, 22, 23 декабря в Астане.

Создателями революционного проекта являются: генеральный продюсер шоу - Кайрат Кульбаев, всемирно известный скрипач и дирижер симфонического оркестра Алматы - Марат Бисенгалиев, режиссер Мариинского и Большого театра, а также постановщик и автор сценария - Василий Бархатов.

Напомним, Марат Бисенгалиев рассказал, как "похоронил" Бората.

Песни казахстанских музыкантов можно слушать в нашем приложении MusicNur.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/showbiz/career/1765430-marat-bisengaliev-a-vysel-na-scenu-v-tapockah-i-vse-podumali-cto-a-klassiceskij-borat/