Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Казахстанский флот участвует в уникальном мировом проекте

Опубликовано:

Казахстанскому судоходному флоту всего 20 лет, но он уже зарекомендовал себя среди мировых морских держав. Когда компании боролись за Проект будущего расширения «Тенгизшевройл», оказалось, что Каспий никто так не знает, как молодой национальный перевозчик. О планах «Казмортрансфлота» в интервью корреспонденту Nur.kz рассказал генеральный директор морской судоходной компании Марат Орманов.

Казахстанский флот участвует в уникальном мировом проекте

Проект будущего расширения ТШО – довольно амбициозная кампания. Как решились бороться за него, не имея такого внушительного опыта в мировом контексте?

– За такие проекты мы боремся практически с самого образования, с 2001 года. Тогда еще разрабатывалась концепция добычи при разработке Кашагана при участии Ajip, North Caspian Operating Company. Мы с первого же дня были ориентированы на этот проект. Хотя и не претендовали на генеральные контракты, а просили взять нас в субподряд, чтобы учились у мировых судоходных компаний.

Они ведь завтра уйдут, а наследием могли бы остаться подготовленные казахстанские кадры. У кого учиться, как ни у таких мировых компаний. К сожалению, нас тогда не услышали, не поверили в нас, ведь были тогда компанией с нуля.

И как бы ни боролись, в тот проект мы не попали. Сделав выводы, стали усердно работать. Когда в 2009 году услышали о проекте ТШО, стали активно готовиться. Включились на начальном этапе, еще когда готовилось соглашение между «Тенгизшевройл» и Правительством Республики Казахстан.

При поддержке нашего акционера, АО «КазМунайГаз», мы более 5 лет бились за этот контракт и доказали, что соответствуем всем необходимым требованиям, выставляемым ТШО. Также создали консорциум с участвовавшими там крупными судоходными компаниями, куда вошли компании «Топаз», Blue Water Shipping. Благодаря чему попали в этот проект.

Казахстанский флот участвует в уникальном мировом проекте

То есть данный этап можно назвать прорывом в развитии КМТФ?

– Да, конечно. Это совершенно новая страница в истории компании. ПБР ТШО – уникальный проект не только для нас, но и вообще в мире. Все делается вообще впервые для всех. Подобное проводилось в Австралии, но в океане, где намного проще реализовать задуманное. Здесь отличие в том, что Каспий – закрытый, экологически чувствительный, мелководный, замерзающий объект и соединяется с открытыми морями только по внутренним водным путям России.

Поэтому, когда требовали мировую компанию с опытом, оказалось, что кроме нас, кто бы работал в Каспии на мелководье, никого и не оказалось. Так мы и вошли в Проект будущего расширения в составе консорциума. Это исторический момент, для всех приобретается бесценный уникальный опыт.

И мы в свою очередь бросаем все своим силы. Приятно работать с крупнейшими мировыми компаниями вплотную – мы с генеральными директорами собираемся, общаемся, делимся мыслями, кто в какой точке мира бы не находился. Им интересно, что представляет собой Каспий и как здесь работать, а нам интересно, как они там работают. В таком диалоге учимся, дополняем друг друга, и все на равных. Никто никого не принижает из-за отсутствия какого-либо опыта, ведь у каждого участника есть свои плюсы и работаем во благо единой цели – успешной реализации проекта.

Как страна, не имеющая выхода к открытому морю, смогла стать конкурентоспособной там?

– Плох тот моряк, кто не хочет стать адмиралом. Исходя из этого, плох тот моряк, который не хочет ходить в открытых морях. Когда я пришел работать в «Казмортрансфлот», дал слово себе и руководству, что не надену форму, пока мы не выйдем в открытое море.

Тогда это было моей мечтой. И у Казахстана для этого есть все возможности. Не соглашусь с мнением, что Каспий – закрытое море. У него есть выход в Балтийское, Азовское и Черное моря через Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы, оттуда – соответственно в океан. Есть страны, такие как Швейцария, Монголия, которые вообще не имеют морей и озер, но под их флагом корабли бороздят волны по всему миру. У них существуют международные реестры, где регистрируют свои суда тысячи компаний.

Казахстанский флот участвует в уникальном мировом проекте

То есть Казахстану было стратегически необходимо расширить географию плавания…

– Для нас вопрос выхода в открытые моря был очень важным. Казахстан добывает более 80 млн тонн нефти, из них более 50 млн тонн отправляется на экспорт, а именно морями. И мы всегда говорили, что можем экспортировать свою нефть не только трубопроводным транспортом, но и собственным флотом, продавая не только в порты Новороссийска, а, скажем, порты Европы.

Руководство «КазМунайГаза» нас услышало, и в 2011 году мы сделали первые шаги: приобрели в тот период свои танкеры типа Aframax дедвейтом до 120 тысяч тонн. И с тех пор почти 6 лет транспортируем нефть. При необходимости дофрахтовываем суда, например, суэцмаксы.

Ходим в Черное и Средиземное море, причем полноценно присутствуем на этом рынке, не имея каких-либо приоритетных условий как национальная компания. Более того, наши тарифы иногда дешевле рыночных. Поскольку добыча нефти в Казахстане растет, есть необходимость в развитии флота, и у КМТФ есть потенциал стать мировой судоходной компанией.

Казахстанский флот участвует в уникальном мировом проекте

Вы отметили, что Каспийское море – это особый экологический район. «Казмортрансфлот» ведь уделяет особое внимание защите окружающей среды при работе?

– На Каспии повышенные требования по экологии. Казахстан присоединился к различным международным конвенциям, которые намного выше законодательства. Также необходимо соответствовать высоким стандартам таких мировых компаний, как «Тенгизшевройл», Total. Поэтому в КМТФ уделяется особое внимание вопросам экологии. За весь период существования компании у нас не было ни одного розлива нефти, ни одного ЧП, связанного с экологической катастрофой.

Более того, КМТФ сам помогал ликвидировать чрезвычайные ситуации на море…

– Да, и такое было не раз. К сожалению, в нашей стране отсутствуют специализированные компании, которые от лица государства выполняют задачи по устранению чрезвычайных ситуаций на море. Каждый присутствующий на Каспии перевозчик держит у себя региональное подразделение для подобных случаев. Но в первую очередь эту работу выполняет «Казмортрансфлот», являясь национальным оператором. К тому же, в соответствии с Морским кодексом и Международной морской конвенцией, любая судоходная компания, находящаяся вблизи ЧС, обязана оказать первую помощь.

Казахстанский флот участвует в уникальном мировом проекте

Казалось бы, столько всего достигнуто. А есть ли у вас, как у моряка и инженера-конструктора, некая заветная мечта?

– Да, благодаря им появляются новые цели. Ребята в коллективе после очередного выполнения плана говорят: «Ну все, шеф, мы это сделали, можем хоть год отдохнуть!» А я: «Не-ет, новый флот будем строить!» (смеется). У меня мечта – построить два железнодорожных парома, которые мы спроектировали. Они будут перевозить и вагоны, и автомашины. В Азербайджане есть такие. Но мы не пошли по вчерашнему методу. Мы сделали проекты на LNG, сжиженном природном газе. Газа в Мангыстау хватает, но в Казахстане еще нет такой установки для сжижения газа, поэтому вынуждены были и ее проект создать. К сожалению, пока не можем реализовать идею ввиду отсутствия финансирования: банки не идут на сделку с таким сроком окупаемости (10-12 лет). К тому же, это несколько непрофильное направление для КМГ. Так что, это следующая моя цель, которую хочу реализовать. Когда создавалась программа «Нұрлы жол», этот проект включили в 65 шаг. Президент страны Нурсултан Назарбаев дал мне поручение построить паромный флот. Надеюсь, совместно с КТЖ эту задачу мы решим, ведь в Казахстане должны быть такие паромы, – заключил Марат Орманов.

Рашида МУХАМЕТКАЛИЕВА

Фото автора и из архива КМТФ

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/universe/1740197-kazahstanskij-flot-ucastvuet-v-unikalnom-mirovom-proekte/

pixel