В Мангистауской области в трехсменных школах вынужден учиться каждый пятый школьник

Опубликовано:

Школа
Фото: depositphotos

При этом в мире даже двухсменное образование считается проблемой, требующей экстренного решения, передает energyprom.kz.

Мангистауская область, с которой началась волна «январских протестов» в РК, отличается целым рядом проблемных моментов, один из которых — вопрос образования. Так, в регионе, например, наблюдается наиболее слабый по стране показатель инвестиций в основной капитал в сфере образования: всего 4,3 млрд тг за 12 месяцев 2021 года, против 6,2 млрд тг годом ранее. Это лишь 1,5% от РК и последнее место среди регионов.

В то же время Президент Токаев, говоря об уроках «трагического января», отметил, что повышение доступа к качественному образованию является сегодня безусловным приоритетом. Регионы Казахстана развиваются неравномерно, подчеркнул глава государства. Диспропорции создают предпосылки для социального дискомфорта, роста миграционных настроений. Отдельно президент выделил культурную, образовательную составляющую развития, так как образованные граждане более конкурентны в масштабах страны и имеют больше шансов на успех и достойную жизнь.

Говоря о диспропорциях в развитии регионов и недовольстве граждан, Токаев отметил: жители сырьевых регионов считают, что их области заслуживают большего внимания при распределении бюджетных ресурсов. Эти области, являясь донорами бюджета, отстают по многим параметрам социально-экономического развития. Заметим: Мангистауская область действительно попала в тройку регионов — аутсайдеров по объемам затрат местных бюджетов на образование (105,7 млрд тг за 11 месяцев прошлого года).

График
Фото: energyprom.kz

Важно уточнить: происходящее не объясняется тем, что население области немногочисленно. Так, по численности жителей Мангистауская область обгоняет 3 региона, а по численности детей и подростков до 15 лет — сразу 6 областей страны. Причем население области — очень «молодое»: дети до 15 лет составляют почти 38% от всех жителей, и это один из самых высоких показателей по стране. Более того, по численности родившихся Мангистауская область обошла сразу 7 регионов, заняв в стране 10-е место из 17.

Нельзя объяснить низкий уровень инвестиционной активности в образовании и тем, что проблемы Мангистауской области в этой сфере решены. Напротив, проблема нехватки мест для учащихся здесь стоит крайне остро, а дела обстоят заметно хуже, чем в среднем по РК.

К сожалению, ситуация со школами — общеказахстанская «болезнь», о которой говорилось не раз. Говорил об этом и президент — например, в своем послании в сентябре 2021 года: «Острой проблемой системы среднего образования остается нехватка мест в школах — дефицит составляет 225 тысяч. Если не предпринять срочных мер, то к 2025 году он может достичь 1 млн мест. Ранее я давал поручение о строительстве до конца 2025 года не менее 800 школ. Сегодня ставлю задачу довести эту цифру до 1000 школ».

Однако в Мангистауской области дела обстоят совсем плачевно. Так, на начало 2020/2021 учебного года в области работали 15 трехсменных школ, или 9,2% от всех школ региона. При этом в целом по РК трехсменные школы составляют всего 2,2% от общего количества. Что еще хуже, учились в таких школах сразу 34,3 тыс. детей, или 21,4% от всей численности школьников в регионе. Для сравнения: в целом по РК доля учащихся в трехсменных школах составляла 8%.

Более того, в школах с одной сменой — а это единственный вменяемый мировой стандарт школ — в Мангистауской области обучались всего 3% школьников (по республике — 9,6%).

График
Фото: energyprom.kz

Конечно, в целом по РК есть ряд действительно хороших учебных заведений: Назарбаев интеллектуальные школы, BINOM Schools, РФМШ и прочие. Такие школы отличаются высоким уровнем технической оснащенности, актуальными учебными программами, профессиональным преподавательским составом.

Однако на уровне страны этого явно мало, что подтверждается невысокими рейтингами Казахстана во всем, что касается образования.

Впрочем, в Мангистауской области, как сообщил министр образования Асхат Аймагамбетов, собираются взять на контроль весь спектр вопросов в этой сфере. В частности, в области будут построены 24 школы и еще 11 пристроек к действующим школам, причем строиться новые и современные школы будут как в Актау, так и в Жанаозене и в других районах области. Дефицит ученических мест в Мангистауской области — не секрет для МОН РК, особенно с учетом весьма высоких показателей рождаемости в регионе. Так, в текущем году численность учащихся по сравнению с прошлым годом увеличилась на 9,5 тыс., подчеркнул министр.

Остается надеяться, что на этот раз предпринимаемые меры действительно принесут результаты и ситуация в области изменится к лучшему.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1955644-v-mangistauskoy-oblasti-v-trehsmennyh-shkolah-vynuzhden-uchitsya-kazhdyy-pyatyy-shkolnik/