Top.Mail.Ru
Политика и экономика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Что успел сделать Асет Иргалиев за год на посту министра нацэкономики

Опубликовано:

Асет Иргалиев
Асет Иргалиев. Фото: primeminister.kz

С 6 января Асет Иргалиев возглавляет Агентство РК по стратегическому планированию и реформам. До назначения на эту должность Иргалиев год руководил Министерством национальный экономики Казахстана. Что он успел сделать, будучи министром, - в материале NUR.KZ.

Кто такой Асет Иргалиев?

Чтобы понять, что из себя представляет Асет Иргалиев как специалист, начнем с небольшого экскурса в его биографию. Он родился в июне 1986 года в Костанае, вырос в селе Адаевка Костанайской области.

Его основная специальность - экономист. Образование он получал в стенах КИМЭП, а затем обучался в Швеции и Великобритании. Также имеет 2 степени магистра экономики университетов Йорка и Ноттингема. По словам Иргалиева, во все вузы поступал он самостоятельно на университетские гранты.

Карьеру бывший глава МНЭ начал в ЕБРР в лондонском офисе, с позиции регионального аналитика экономической политики по Восточной Европе и Кавказу. Затем он поднимается по карьерной лестнице до экономиста ЕБРР.

В январе 2013 года он возвращается в Казахстан, где начинает работать в Институте экономических исследований, в 2016-м переходит полностью в госсектор.

В январе 2021 года, проработав полтора года первым вице-министром МНЭ, Иргалиев назначается главой данного ведомства.

Из биографии министра видно: опыта работы в частном секторе у него нет, и всю карьеру он работал в зарубежном институте развития, в исследовательской сфере в Казахстане, а затем и на госслужбе.

Можно ли считать это минусом для человека, который теперь будет главным ответственным за реформы в стране? С одной стороны, он уже стал частью госсистемы, которую теперь должен как-то изменить в лучшую сторону. С другой стороны, он успел поработать в ЕБРР и сфере исследований, что дает надежду на внедрение новых практик в работу госаппарата. Остается надеяться, что Иргалиев не впитал в себя все привычные черты чиновников - бюрократизм и погоню за показателями вместо реально полезной работы.

Что сделано за год?

Год — это откровенно небольшой срок, чтобы показать какие-то успехи или развернуть крупные изменения. Да и кресло ему досталось не самое комфортное: страна к январю 2021-го уже почти как год жила в режиме локдауна - экономика падает, а работа МСБ из-за запретов и ограничений практически остановлена. Перед министерством стоит довести уровень роста ВВП до 4% и выработать реальные меры поддержки для бизнеса. Итоги года показывают – задача выполнена, экономика страны выросла до 4%.

После символичных 100 дней работы Иргалиев представляет Национальный план развития страны до 2025 года. Это стратегический среднесрочный документ, где отражен весь социально-экономический курс страны. Как отмечал сам Асет Иргалиев, «Нацплан разработан с учетом последствий пандемии и накопившихся и накопившихся структурных дисбалансов в экономике». Можно сказать, министр представил то, в разработке чего принимал участие, но в должности на один ранг ниже. В экспертном сообществе данный документ приняли с определенной долей скепсиса, обосновывая это тем, что показатели и индикаторы были слегка оптимистичными.

Конечно, Нацплан не мог дать быстрого эффекта и меры не могли выразиться сразу в росте ВВП - все-таки план стратегический, а не оперативный.

Что касается мер поддержки малого и среднего бизнеса, МНЭ инициировало два дополнительных экстренных пакета мер для поддержки бизнеса, включая налоговые стимулы и расширение кредитования. Например, до конца 2021 года объявлялось о планах профинансировать 47 тысяч субъектов МСБ на 2,5 трлн тенге. Также впервые в рамках антикризисных мер удалось запустить рефинансирование действующих кредитов МСБ, объявить налоговые каникулы на 3 месяца для МСБ.

Эти меры поддержали восстановление экономики: в реальном секторе рост за 11 месяцев достиг 2,9%, а деловая активность в сфере услуг выросла до 3,9%.

Выход экономики в плюс отразился и на рейтингах. Так, Fitch Ratings и S&P подтвердили кредитные рейтинги Казахстана на допандемическом уровне, подтверждая, что экономика восстанавливается после спада 2020-го. В S&P, например, отметили именно меры поддержки правительства (считай, инициированные МНЭ) - они стали одним из основных факторов обеспечения относительной устойчивости экономики и недопущения резких колебаний.

Бюджеты переданы в села

Иргалиев довел до логического завершения начатые ранее реформы по развитию местного самоуправления.

Напомним, главная цель реформ - расширить самостоятельность и повысить ответственность районных, городских и сельских уровней власти.

Были разработаны необходимые законодательные поправки для повышения доходов городов районного значения, сел и сельских округов, а также упрощения бюджетных процедур. На сельский уровень бюджета передали четыре вида налогов и платежей. Законы об этом президент страны подписал прошлым летом.

Выборы акимов сел

Еще один важный для сельских жителей проект - прямые выборы сельских акимов, о необходимости проведения которых заявил президент Касым-Жомарт Токаев в 2020 году. Выборы акимов были и до этого, но косвенные: аким района выдвигал кандидатов, а голосовали депутаты маслихата. После поручения президента страны Миннацэкономики подготовило поправки в законодательство и уже в 2021-м прошли первые прямые выборы акимов сел.

25 июля прошлого года жители 730 населенных пунктов выбрали для себя руководителей на ближайшие четыре года. Это можно считать важным шагом к развитию в демократии и гражданской активности в Казахстане. По плану к 2024 году на прямые выборы акимов выйдет и районный уровень власти.

Впрочем, актуальным остается вопрос дальнейшего развития этого тренда - будут ли внедрять институт прямых выборов и на более высоких уровнях местной власти.

План развития территорий

В стенах МНЭ в 2021 году разработали План территориального развития Казахстана до 2025 года. В нем были выделены несколько основных тенденций, влияющих на социально-экономическое и территориальное развитие страны: регионализация, смещение экономической мощи в Китай, изменение климата, цифровизация, автоматизация и сокращение спроса на нефть.

Учли там и быструю урбанизацию в Казахстане, которая важна для экономического роста. Опережающий демографический рост агломераций и крупных городов в целом сопровождается их быстрым развитием. На долю четырех центров агломераций сейчас приходится 22% населения Казахстана и 33% ВВП страны. В 14 областных центрах и Семее за последние 10 лет население выросло на 13,1%, и на их долю сейчас приходится 68% региональной торговли, 22,3% промышленного производства страны и 20% инвестиций в основной капитал.

Приступить к реализации «своего» плана Иргалиев не успел, поэтому результаты будут зависеть от нынешнего и будущего руководства МНЭ.

Новое бюджетное правило

С января в Казахстане заработало еще одно давно ожидаемое новшество. Это так называемое "контрцикличное бюджетное правило", которое начнут применять при формировании бюджета на 2023-2025 годы и далее.

Не лишне вспомнить, что внедрить данное правило и ограничить и расходование средств Нацфонда руководители Миннацэкономики обещали еще со времен министра Бишимбаева. Новое бюджетное правило повлияет на снижение изъятий из Нацфонда, а также дисциплинирует систему госрасходов. Суть этого правила такова: правительство при формировании бюджета на будущий год будет руководствоваться ценой на нефть и определять размер гарантированного трансферта при формировании бюджета на следующий плановый период.

Планируется, что страна будет копить резервы, когда дела идут хорошо, а когда наступают кризисы - будет тратить больше для стимулирования экономики. В разработке этого правила активно участвовало правительство, Нацбанк и, в первую очередь, Миннацэкономики, которое формирует налогово-бюджетную политику в стране.

Снижение адмнагрузки на бизнес

Перед самым уходом в последних числах декабря 2021 года Иргалиев успевает защитить законопроект о новой регуляторной политике для бизнеса. Суть политики заключается в переходе от проверок бизнеса к профилактике. Устаревшие лишние требования будут убирать после инвентаризации, также уменьшится обязательная отчетность. В законодательстве закреплено, что любые требования для бизнеса должны быть направлены на защиту жизни и здоровья людей, окружающей среды, обороны и безопасности государства. Все лишнее, что не соответствует этим целям, должно быть отменено.

Вместо итогов

Можно отметить, что за год работы Асета Иргалиева в качестве министра, да и на предыдущих позициях, в СМИ не удалось найти критических материалов в адрес его деятельности или скандалов вокруг его персоны, не замечен он и в коррупционных скандалах.

Самыми активно обсуждаемыми стали «юный возраст» министра Иргалиева, а также расходы его семьи на питание. Сумму в "50-60 тысяч тенге", которую он назвал, интернет-пользователи восприняли со скепсисом. Расходы министра Иргалиева задали новый тренд для СМИ - о стоимости своей продуктовой корзины пришлось рассказать и другим чиновникам.

Можно сказать, что Иргалиев - персона непубличная. В экспертном сообществе он воспринимается как технократ и макроэкономист, умеющий приземлять экономические политики и делать их работающими с учетом особенностей казахстанской экономики.

Надо полагать, именно такая приземленность и требуется в АСПИР - главном ведомстве по реформам. Прежние реформы были слишком эфемерными и оторванными от реального положения дел. Не исключено, что именно необходимостью реальной оценки положения дел в стране и объясняется тот факт, что назначение Иргалиева было одним из первых кадровых решений президента Касым-Жомарта Токаева в период январских событий. Экспертами оно связывается с необходимостью формировать новую экономическую политику и системными реформами в экономике.

А справится ли с этими задачами Иргалиев и сможет ли он перейти от исполнения госстратегий к их оформлению и контролю, покажет только время. Точно можно сказать лишь одно: легкими эти задачи никак не назовешь.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1955497-chto-uspel-sdelat-aset-irgaliev-za-god-na-postu-ministra-natsekonomiki/

pixel