Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Изменения закона «О защите прав потребителей» обсудили в Казахстане

Опубликовано:

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото: pixabay

В Казахстане прошли дебаты по консультативному документу регуляторной политики по изменениям в закон «О защите прав потребителей». Обсуждались важные тезисы, которые предлагается внести в имеющееся законодательство, передает NUR.KZ.

В дебатах приняли участие президент ОО «Защита прав потребителей и развитие конкуренции» по Атырауской области Балжан Досмухамбетова, управляющий директор Ассоциации «Цифровой Казахстан» Денис Степанцев и представители Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и инвестиций государства.

Целесообразность внесения правок и дополнений в законодательство обусловлена тем, что права потребителей нередко нарушаются и потребитель является самым незащищенным субъектом.

Первым тезисом, который необходимо было обсудить – создание института омбудсмена, который будет защищать права потребителей.

По мнению Балжан Досмухамбетовой, омбудсмен должен быть подотчетен главе государства, должен готовить ежегодный отчет для президента.

«Хочется, чтобы институт омбудсмена возглавил человек, который имеет опыт работы по защите прав потребителей. Он должен обладать знаниями, квалификацией, которого знают и прислушиваются, который участвует в судебных тяжбах. Также он должен осуществлять запросы в госорганы и субъекты предпринимательства для предоставления сведений по обращениям. Он должен вырабатывать предложения для госорганов и представлять их», - рассказала свое видение Балжан Досмухамбетова.

Денис Степанцев, в свою очередь, поддержал предложение, однако высказал пожелание, о том, чтобы предложения омбудсмена можно было рассматривать совместно с бизнес-кругами.

Также обсуждения коснулись и создания Единой Национальной ассоциации по защите прав потребителей. Как отметила руководитель общественного объединения, нужно законодательно закрепить ее создание, а функции, полномочия и задачи нужно обсуждать дополнительно.

«Хочется обратить внимание на финансирование – на сегодня объединения разрозненны, кто-то оказывает платные услуги, чтобы оплачивать в дальнейшем техэкспертов, юрконсультантов. Кроме того, хотелось бы, чтобы пост руководителя Ассоциации был отдельной должностью от должности омбудсмена, с правом ревизировать все законы и подзаконные акты, касающиеся сферы», - сообщила Балжан Досмухамбетова.

Управляющий директор Ассоциации «Цифровой Казахстан» также поддержал создание Ассоциации, но отметил, что для бизнеса главное – иметь качественный диалог с противоположной стороной.

Также осуждался вопрос введения неустойки, которую должен будет платить предприниматель, если предоставит некачественный товар и услугу клиенту, а тот подаст в суд и выиграет его. Однако здесь Степанцев предложил исключить из общего количества услуг финансовые, мотивируя это тем, что такие услуги уже находятся под контролем других регуляторов – например, Нацбанка РК.

Говоря о регулировании продажи товаров через электронные площадки, отметил, что действительно есть определенные проблемы в этой отрасли, но важно не утратить доверие к электронной торговле.

«Наша Ассоциация поддерживает лучшие практики на данный момент - возможность разорвать договор до того, как товар пришел покупателю; но существует проблематика в регулировании возврата денежных средств, когда товар возвращался, а возврат денег осуществлялся очень долго. Не должно быть таких перекосов», - сообщил Денис Степанцев.

При этом есть и вопросы, которые требуют решения – установление сроков доставки товара, а также определение того, кто будет нести убытки по доставке товара, от которого клиент мог отказаться уже после его отправки продавцом.

Касательно введения реестра добросовестных продавцов Степанцев порекоммендовал дополнительно проработать данный вопрос с бизнесом, чтобы не пострадали добропорядочные компании. Балжан Досмухамбетова, в свою очередь, настаивала на том, чтобы такой реестр создать, ведь это поднимет уровень доверия потребителей к субъектам бизнеса.

В целом, в конструктивном диалоге были проговорены все тезисы внесения поправок в законодательство.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1937975-izmeneniya-zakona-o-zaschite-prav-potrebiteley-obsudili-v-kazahstane/

pixel