KZ

Агитационная кампания выборов в Мажилис стартовала в Казахстане

Анастасия Щегорцова
Фото: gov.kz

Член Центризбиркома Анастасия Щегорцова на онлайн-заседании ЦИК заявила, что предвыборная агитация на очередных выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, назначенных на 10 января 2021 года, стартует сегодня в 18.00 и продлится до 00:00 часов 9 января 2021 года, передает корреспондент NUR.KZ.

Анастасия Щегорцова сообщила, что в соответствии с Конституционным законом «О выборах в РК» при проведении предвыборной агитации государство гарантирует политическим партиям равные условия доступа к СМИ.

«Материалы СМИ, содержащие призывы голосовать за или против политических партий, содержащие предпочтения в отношении какой-либо партии, описание последующих возможных последствий при избрании политической партий, в сочетании с негативными или позитивными комментариями - все это признается предвыборной агитацией в СМИ», - сказала она.

Она также сообщила, что дебаты политических партий предлагается провести 30 декабря.

«Согласно статьи 28 Конституционного закона «О выборах», соответствующие избирательные комиссии вправе организовывать предвыборные дебаты. Дебаты по выборам в Мажилис Парламента организует Центральная избирательная комиссия, по выборам в маслихаты - соответствующие территориальные избирательные комиссии», - отметила член Центризбиркома Анастасия Щегорцова.

В результате ЦИК принял соответствующее постановление и датой проведения предвыборных телевизионных дебатов определил 30 декабря 2020 года.

Она также рассказала, кто сможет проводить опросы на выборах в соответствии с требованиями норм закона «О выборах».

«Опрос общественного мнения вправе проводить юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством РК, имеющие не менее пяти лет опыта по проведению опросов общественного мнения, предварительно уведомив об этом в письменном виде ЦИК с приложением копий соответствующих документов. В уведомлении, направляемом в ЦИК, указываются сведения о специалистах, принимающих участие в проведении опроса, и имеющих опыт работы в этой сфере, о регионах, в которых будут проводиться опросы общественного мнения, а также о применяемых методах анализа. При опубликовании результатов опроса общественного мнения связанных с выборами, СМИ обязаны указывать юридическое лицо, которое проводило опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведение опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопросов, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов», - сказала Щегорцова.

По ее данным, к этому часу у семи юридических лиц, предоставивших в ЦИК уведомления о проведении опросов общественного мнения, документы соответствуют требованиям конституционного закона. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается - это День тишины.

Позже в Центризбиркоме пояснили, что такие опросы могут проводить организация «Когамдык кокыр», научно-исследовательская ассоциация «Институт демократии», партия Nur Otan, ТОО «Институт Евразийской интеграции», ТОО «Институт анализа и прогнозирования ВКО», общественный фонд «Астана зерттеу» и общественный фонд «Право».

В свою очередь вице-министр информации и общественного развития Кемелбек Ойшыбаев сообщил, что в агитационный период МИОР будет вести постоянный мониторинг информационного поля.

«Важно, чтобы все участники избирательной компании соблюдали выборное законодательство, фиксируя какие-либо нарушения, мы по нашему алгоритму действий, будем направлять информацию в Генеральную прокуратуру и уведомлять ЦИК. Далее Генпрокуратура будет принимать соответствующие меры по отношению к СМИ, которое будет нарушать действующее законодательство. В случае нарушения, к ответственности могут быть привлечены как руководители, то есть главные редакторы СМИ, так и само Средство массовой информации, а также физлица, которые являясь работниками, могли допустить данное нарушение», - сказал он.

Для СМИ одно из главных задач в агитационный период, по его словам, является обеспечение равномерного освещения деятельности партий и кандидатов в новостных блоках и в целом, в информационном поле.

«Нами в агитационный период будут фиксироваться все материалы СМИ по выборной тематике, подсчитываться объем материалов с упоминанием партий и кандидатов, выявляться признаки нарушений выборного законодательства. Мониторинг будет охватывать все республиканские и региональные СМИ, традиционные средства массовой информации и интернет-ресурсы», - добавил специалист.

Спикер отметил, что некоторые СМИ, нарушая закон, начинают проводить социологические опросы.

«В начале электоральной компании нами уже были зафиксированы около 30 подобных нарушений, материалы по которым уже направлены в соответствующий орган. Также хотел бы обратить внимание на то, что публикация опросов общественного мнения, прогнозов и иных исследований, связанных с выборами, не допускаются в течение 5 дней до голосования и в день голосования. Запрещается проводить предвыборную агитацию госорганам, акиматам на местах, а также должностным лицам при исполнении должностных обязанностей. Это же касается военнослужащих и представителей любых других силовых структур, членам ЦИК и представителям религиозных объединений. То есть если в публикации упоминаются их призывы голосовать за какого-то кандидата, то соответственно, такие материалы размещать нельзя. Если сотрудники СМИ зарегистрирован в качестве кандидата, то они не вправе участвовать в журналисткой деятельности на период агитационной компании», - пояснил спикер.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1888869-agitacionnaa-kampania-vyborov-v-mazilis-startovala-v-kazahstane/