Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Почему в Казахстане подорожали продукты, объяснили в агентстве по защите конкуренции

Опубликовано:

овощи продаются в супермаркете
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Мажилисмены направили депутатский запрос главе Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан Серику Жумангарину, в котором попросили проанализировать причины роста цен на социально значимые товары, сообщается на официальном сайте мажилиса.

Как отметили депутаты, рост цен на продукты, которые казахстанцы покупают каждый день, остается проблемой номер один.

"Национальный банк РК с правительством отчитываются, что инфляция составляет всего 7,2% в годовом выражении. Но в магазинах мы наблюдаем совсем другую картину. Цены на отдельные продукты питания растут трехзначными цифрами.

Совсем недавно справедливое возмущение населения вызвало резкое подорожание картофеля до 500 тенге за килограмм. Примеры можно продолжать.

Считаем, что правительству необходимо не только внимательно следить за ситуацией, о чем они постоянно говорят, но и принимать адекватные меры по сдерживанию роста цен на продовольствие", - пишут мажилисмены в своем депзапросе.

По их мнению, в первую очередь, для борьбы с инфляцией нужно разобраться с монополиями и картелями.

"Недавно премьер-министр России в качестве основной причины роста цен назвал жадность отдельных производителей и торговых сетей. Это справедливо и для Казахстана", - считают депутаты.

Они также привели статистические данные, согласно которым, за последние 12 месяцев яйца подорожали на 33,7%, подсолнечное масло - на 48%, сахар - на 26,3%, гречневая крупа - на 29,4%.

Депутаты в своем обращении попросили проанализировать причины роста цен на социально-значимые товары, изменить действующие подходы по сдерживанию роста цен, усилить работу по борьбе со спекулятивным повышением цен в результате сговора поставщиков и продавцов, а также принять еще ряд мер.

Агентство по защите и развитию конкуренции, рассмотрев вышеуказанный депутатский запрос, в свою очередь, сообщило, что с начала года рост цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) составил 7,5% (за аналогичный период 2020 года рост цен составил 5,6%).

По их данным, основной рост в первом полугодии текущего года отмечается по 5 позициям: плодоовощная продукция (морковь, картофель); масло подсолнечное; сахар песок; крупа гречневая, яйца куриные.

За последние два месяца опережающий рост цен наблюдается на плодоовощную продукцию: картофель – 69,1%, морковь – 73,4%.

Как пояснили в агентстве, на указанных товарных рынках ряд обстоятельств очень серьезно повлияли на ценообразование:

  • на рынке производства яиц

Это сокращение производства в 2020 году из-за падежа птиц (2,6 млн кур несушек). Удорожание кормов (в том числе фуражного зерна). Несвоевременное выделение денег на удешевление стоимости яиц (в конце календарного года). Сокращение на 50% субсидий на производство яиц.

В итоге из 34 крупных птицефабрик приостановили деятельность 5 производителей;

  • на рынке производства гречневой крупы

Снижение производства гречихи на 11% (в 2020 году в сравнении с 2019 годом). Сокращение посевных площадей гречихи с 99 245,4 гектаров до 57 917,6 гектаров (в 2020 году в сравнении с 2018 годом) или на 41,6% (согласно данным Бюро национальной статистики);

  • на рынке производства сахара

Сокращение производства на 30%, высокая доля импорта - 66% (в 2020 году в сравнении с 2019 годом). Сокращение посевных площадей сахарной свеклы с 17 тыс. гектаров до 15,2 тыс. гектаров (в 2020 году в сравнении с 2018 годом). Повышение цен у поставщиков российских и белорусских производителей;

  • на рынке производства подсолнечного масла

Повышение закупочных цен на сырье. Высокая доля импорта - 30%;

  • на рынках плодоовощной продукции

Отсутствие достаточных, современных мощностей для хранения урожая и, соответственно, ежегодное повышение цен в июне в связи с исчерпанием запасов.

Справочно: согласно балансу рынка картофеля, производство в 2019 году составило - 3,9 млн тонн, в 2020 году - 4 млн тонн. Обеспеченность внутреннего рынка - 100%.

Кроме того, как отметили в агентстве, одним из факторов повышения цен на СЗПТ является импортозависимость.

Объем потребности отдельных социально значимых продовольственных товаров покрывается за счет импорта. При этом, мировой рост цен на продовольствие за рубежом превысил 30%. Однако, импортируется не только готовая продукция, но и сырье, корма. Цены на импортное сырье также выросли, к примеру, на подсолнечник, в 2 раза.

Как видно из вышесказанного, большинство причин, влияющих на рост цен, носит отраслевой характер, а также связано с ситуацией на внешних рынках, пояснили в ведомстве.

Тем не менее, отмечается, что Агентством, несмотря на ряд объективных экономических факторов повышения цен, принят комплекс мер антимонопольного реагирования.

С начала 2021 года в адрес субъектов рынка направлено 50 уведомлений о наличии признаков нарушения, из них 19 – по яйцам, 11 – по подсолнечному маслу, 11 – по сахару, 4 – по гречке, 2 – по молочной продукции, 2 – по мясу птицы, 1 – по рожкам.

Также с 77-ю сельхозтоваропроизводителями заключены антимонопольные комплаенсы, направленные на обеспечение прозрачного ценообразования.

Во исполнение вынесенных 50 уведомлений, 49 производителей и оптовых поставщиков куриных яиц, сахара и крупы гречневой заявили о снижении цен от 5 до 10%.

В результате, если еженедельный рост цен на продовольственные товары с начала 2021 года ранее составлял 0,5%, то, начиная с марта текущего года, после направления субъектам рынка уведомлений, динамика роста цен снизилась до 0-0,2 %. И такого результата удалось достичь во многом именно благодаря применению инструментов «мягкого права». К ним относятся уведомления, направленные субъектам рынка, которые доказали свою эффективность в кратчайшие сроки – цены снизились за 1-2 недели. В условиях быстрого роста цен применение жестких антитрастовых мер, то есть выхода на расследования, которые вместе с судебными разбирательствами занимают до 10-12 месяцев, не дало бы ожидаемых результатов, заявили в агентстве.

Однако в настоящее время, с июня текущего года динамика еженедельного роста цен вновь составляет 0,5-0,6% из-за плодоовощной продукции, подсолнечного масла.

В целом, как показывает анализ товарных рынков СЗПТ, основными причинами роста цен являются объективные экономические и иные факторы, отмечают в агентстве.

Это высокая доля импортозависимости по 9 из 19 позициям СЗПТ, в сырье и кормах, неэффективность и непрозрачность действующего механизма субсидирования АПК, незначительные объемы средств, выделяемых в рамках применения оборотных средств для торговых сетей и стабилизационных фондов по сравнению с общим объемом рынка СЗПТ, дефицит мощностей по хранению плодоовощной продукции и переработки сырья и пр.

Учитывая это, антимонопольный орган включил в Дорожную карту правительства по стабилизации цен на СЗПТ комплекс мер по развитию, насыщению товарных рынков. Это увеличение посевных площадей и субсидирования импортозависимых товарных рынков, обеспечение стабильности субсидирования, повышение прозрачности рассмотрения и удовлетворения заявок на субсидирование, увеличение объектов торговологистической инфраструктуры (овощехранилищ, тепличных комплексов) с учетом потребности регионов, ведение балансов производства и потребления и механизма прогнозирования цен с целью своевременного принятия краткосрочных и долгосрочных сдерживающих мер.

Таким образом, принятые меры позволили сбить экспоненциальный тренд повышения цены и стабилизировать ситуацию с ценами на СЗПТ, заключили в ведомстве.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan-economy/1919657-pochemu-v-kazahstane-podorozhali-produkty-obyasnili-v-agentstve-po-zaschite-konkurentsii/

pixel