Top.Mail.Ru
Политика и экономика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Восстановленная инфраструктура орошаемых земель прослужит 25-30 лет

Опубликовано:

Сегодня в Казахстане набирает обороты работа по восстановлению инфраструктуры орошаемых земель и их развитию. Эти задачи были обозначены в Программе развития АПК на 2017-2021 годы и в Плане развития орошаемых земель до 2028 года. О ходе их реализации в интервью NUR.KZ рассказали руководитель управления гидромелиорации и реализации госпрограммы Комитета по водным ресурсам МСХ РК Ердос Кульжанбеков и главный эксперт ведомства Калдыбек Бейсембиев.

Восстановленная инфраструктура орошаемых земель прослужит 25-30 лет

- Как продвигается работа по восстановлению инфраструктуры орошаемых земель?

Е.К. – Всего в рамках госпрограммы развития АПК на 2017-2021 годы планируется восстановление инфраструктуры по водоподаче на площади 610 тысяч гектаров, в целом на эти цели предусматривается выделение 270,0 млрд тенге. В 2017 году была восстановлена инфраструктура на площади 15 тысячах Га, в 2018 - на 65 тысячах Га. Уже в текущем году в планах реконструкция инфраструктуры орошаемых земель площадью почти вдвое больше - 124 тысяч Га. Это оросительные каналы, ирригационно-дренажные сети, гидроузлы, подпорно-перегораживающие сооружения. Остальная инфраструктура будет восстановлена поэтапно до 2022 года. На эти цели мы привлекаем финансовые средства международных финансовых организаций.

- В каких регионах инфраструктура наиболее запущена?

Е.К. – Думаю, нельзя выделить какой-то конкретный регион. Почти все это было построено до 1990 года, успешно использовалось, но по различным причинам вышло из строя. Где-то это отсутствие эксплуатационной организации, где-то сооружения остались бесхозными. Исторически сложилось так, что все 80-90% орошаемых земель находились в южных регионах — это Алматинская, Жамбылская, Туркестанская и Кызылординская области. Поэтому основная работа по восстановлению ирригационно-дренажной системы будет проводиться в этих областях. На данный момент все эти сооружения имеют свою техническую документацию, подготовлена проектно-сметная документации по их восстановлению, объекты находятся в республиканской собственности на балансе РГП «Казводхоз».

- Какие технологии применяются для реконструкции обветшавших сооружений? И как долго они прослужат?

Е.К. - Если при союзе применялись одни материалы, то сейчас – это современные, более прочные, надежные. Например, если раньше канал просто бетонировался железобетоном, то сейчас применяются геомембранные решетки, пленки и другие изолирующие материалы которые уменьшают потери воды. В основном, используются материалы отечественного производства — это щебень, песок, цемент, арматура. Отечественные предприятия вполне обеспечивают эту потребность на 100%. С учетом должной эксплуатации восстановленная инфраструктура должна прослужить не менее 25-30 лет.

Восстановленная инфраструктура орошаемых земель прослужит 25-30 лет

- Какой результат в итоге должна дать реализация задачи по восстановлению инфраструктуры?

К.Б. - Орошаемое земледелие является основой гарантированного урожая. Это и есть выполнение продовольственной программы нашей страны. В 1991 году в стране было 2,3 млн. Га орошаемых земель, но после развала Союза, их количество пошло на снижение. В настоящее время в наличии у нас 2,1 млн. Га орошаемых земель. Из них используется 1,4 млн. Га. Не используются 700 тыс Га, из них востребованы 610 тыс Га и при восстановлении орошения могут гарантированно обеспечить сельхозпродукцией. При этом орошаемое земледелие дает прибыль в разы больше, чем богарное земледелие. Поэтому правительство пришло к решению, что нам нужно увеличить, доведя до 2028 года их площадь до 3,5 млн. Га. Это позволит нам не только обеспечить внутренний рынок, но и обеспечить стабильные поставки на сельхозпродукции на экспорт. Тем самым получить стабильный доход от сельхозсектора.

- Кроме плана мероприятий в рамках Программы развития АПК, в конце прошлого года Правительством поставлена задача ввести в оборот новые площади орошаемых земель. Каким образом это будет осуществляться?

К.Б. – Да, сегодня перед нами стоит задача по введению 1,5 млн. га новых орошаемых земель. В настоящее время акиматы областей работают над определением этих проектных массивов, и поиском частных инвесторов, которые бы вложили в это свои средства. Здесь будет применяться механизм государственно-частного партнерства. В разрезе регионов самые большие площади ввода планируются в Павлодарской (350 тыс Га), Туркестанской (250 тысГа), Восточно-Казахстанской областях (200 тыс Га). Далее следуют Алматинская (150 тыс га), Акмолинская, Актюбинская, Карагандинская (100 тыс Га), а также Атырауская, Западно-Казахстанская, Костанайская и Северо-Казахстанская области (50 тыс Га).

- Легко ли отзываются на предложение инвесторы?

К.Б. – Да, думаю, инвестор сам заинтересован в том, чтобы вложить средства и строить инфраструктуру по забору и подачи воды до орошаемого поля. А дальше будет действовать возвратный механизм через тарифную политику. В свою очередь, государство оказывает поддержку через субсидирование тарифа. Тем самым, будет снята нагрузка на водопользователей. Конечно, есть трудности – не так-то просто найти потенциального инвестора. Ведь именно этот вид ГЧП — еще нов, непривычен. Как правило, опыт такого сотрудничества есть в той же социальной сфере, но в области орошаемых земель ГЧП применяется впервые. Поэтому инвесторы тщательно рассматривают каждый проект. Хотя по стране уже определились 4 крупных инвестора.

- Почему это должно быть выгодно инвестору?

К.Б. – Он же не только воду будет подавать, вкладывая деньги, он также рассчитывает на то, что далее будет заниматься агробизнесом. Обеспечивая земли поливной водой, он сможет производить готовую сельхозпродукцию, на месте ее перерабатывать, получать готовую продукцию, и дальше отправлять на экспорт. Что в итоге это принесет ему прибыль.

Е.К. – На данный момент ведутся переговоры, проводятся оценочные расчеты. Инвесторы присматриваются, изучают плодородие почвы, наличие водных ресурсов, наличие инфраструктуры, необходимой для производства. То есть инвестор заинтересован в чем: он сам привлечет проектные организации, сам будет строить, соответственно сам будет эксплуатировать и осуществлять водоподачу. Это все складывается в финансовые затраты. То есть, от начала проекта и до производства сельхозпродукции инвестор будет уменьшать все свои финансовые издержки. Соответственно на рынке произведенная на этих площадях сельхозпродукция будет более конкурентоспособна. Кроме того большая площадь и объемы производства позволят ему эффективно использовать сельхозтехнику и оборудование, задействовать больше людей, соблюсти минимальные требования к севообороту.

- Согласно условиям программы, при вводе новых орошаемых земель необходимо применение водосберегающих технологий. Насколько это доступно сегодня для сельхозтоваропроизводителя?

К.Б. – Применение водосберегающих технологий позволяет в разы уменьшить затраты воды на орошение, что в целом уменьшит нагрузку на водные объекты и окружающую среду. Но кроме экономии водных ресурсов, использование капельного орошения или системы дождевания в разы увеличивает урожайность, по сравнению с обычным способом полива. В связи, с чем Министерство сельского хозяйства с 2014 года субсидирует затраты сельхозтоваропроизводителей, которые применяют водосберегающие технологии. До 2019 года размер субсидий составлял 30% от всех затрат. Это позволило вдедрить водосберегающие технологии на - 215 тысяч Га. С 1 января размер данных субсидий составляет 50%. Это очень стимулирует фермеров внедрять такие технологии. К 2021 году в Казахстане показатель площади орошаемых земель с использованием водосберегающих технологий должен достичь до 260 тысяч Га, В настоящее время наибольшие площади с внедренными водосберегающими технологиями Туркестанская, Жамбылская и Алматинская области.

- Когда ждать первый эффект от сегодняшней работы?

Е.К. – Сегодня в Казахстане сделаны первые шаги по комплексному восстановлению инфраструктуры орошаемых земель и первые шаги по увеличению орошаемых земель. Две эти программы идут параллельно. Думаю, первые значимые результаты будут примерно в 2021 году. Это будет видно по отдаче с орошаемых земель, по экономии водных ресурсов, уменьшением потерь оросительной воды на восстановленной инфраструктуре. А в целом развитие орошаемых земель положительно отразится на агропромышленном комплексе страны.

План развития орошаемых земель до 2028 года должен решить ряд проблем. В том числе создание условий для доступа частного капитала в отрасль согласно мирового опыта и применение ГЧП, снижение валютных рисков за счет организации заимствования в тенге, решение проблем землепользования и оборота сельскохозяйственных земель путем повышения земельного налога, ввода субаренды, изъятия неэффективно используемых земель, увеличение доступности водных ресурсов до 10 куб км путем строительства водохранилищ.

К тому же документ подразумевает создание якорных предприятий, укрупнение мелких с полным циклом, меры по государственной поддержке экспорта с/х и защите сельхозтоваропроизводителей, локализацию производства с-х техники и оборудования, агрохимии, семеноводства, введение специальностей и выделение 400 грантов бакалавриата в год по гидротехнике, с-х водоснабжению, мелиорации.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan-economy/1790384-vosstanovlennaa-infrastruktura-orosaemyh-zemel-prosluzit-25-30-let/

pixel