KZ

Аллокация: что это такое и почему она важна

Опубликовано:

Мужчина перекладывает монеты между тремя стопками монет
Перекладывание монет между стопками: Unsplash/Towfiqu barbhuiya

Аллокация имеет ряд определений в экономике и финансовом деле. Она помогает максимально эффективно использовать даже ограниченные ресурсы, честно разделить между инвесторами акции или криптовалюту. Что такое аллокация, каких видов бывает и как ее применяют в жизни?

Понятие аллокации, ее значение

Аллокация — это достаточно часто встречающийся в экономике термин. Он обозначает ряд непохожих экономических процессов, которые вместе с тем объединены процессом распределения чего-то.

Что такое аллокация? Аллокация — это распределение активов, продуктов или долей в определенных пропорциях с целью максимизации положительных эффектов от них, например, повышении прибыли. Аллокация — часть инвестиционной или бизнес-стратегии, направленной на повышение устойчивости к рискам и повышению эффективности.

Как утверждает Investopedia, распределение активов очень важно для инвесторов. Оно помогает сбалансировать инвестиционный портфель и диверсифицировать риски. Грамотная аллокация больше влияет на прибыль, чем даже выбор конкретных акций. Благодаря распределению инвестор имеет возможность разделить свой инвестиционный портфель между разными финансовыми инструментами.

В стопках разной величины лежат условные монет биткоина
Монетки, сложенные стопками: Pexels/RODNAE Productions

Например, инвестор хочет вложить $10 000 с целью получения прибыли в течение пяти лет. После изучения рынка и получения профессиональной консультации наиболее подходящей стратегией оказывается, например, распределение инвестиций в пропорции 50% на акции, 40% на облигации и 10% на рынок валюты. При этом акции следует покупать у различных компаний с различным уровнем капитализации, а облигации как менее доходные, но более надежные государственные, так и высокодоходные. В такой ситуации $ 10 000 распределены по разным финансовым категориям, что существенно снижает риски потерь.

Виды аллокации

Аллокации применимы в различных сферах экономики. При этом сама аллокация может происходить в виде различных процессов. Вот основные виды, которые встречаются чаще всего:

  1. Аллокация ресурсов. Распределение различных ресурсов (капитал, труд) в бизнесе или государственном управлении для увеличения эффективности использования этих ресурсов. Например, компания производит два продукта, при этом на первый продукт постоянно растет спрос, а второй не очень интересен потребителю. Разумным будет распределить ресурсы (сырье, количество занятых работников, подключенные конвейеры), увеличив объемы производства первого продукта за счет второго.
  2. Банковская аллокация. Важный элемент долгосрочной стратегии банков. При таком распределении банк определяет в какие сферы направить привлеченные средства, например, от депозитов. Также банки определяют, на какие виды кредитования стоит направить средства для извлечения максимальной выгоды.
  3. Аллокация активов. Наиболее частый вид аллокации активов — управление портфелем ценных бумаг. С помощью аллокации инвестор распределяет инвестиционный портфель между наиболее выгодными финансовыми инструментами. Также аллокация для инвестора возможна при получении определенной доли акций при IPO или криптовалюты (ICO).
Мужчина держит в руках биткоин на фоне графика
В руке биткоин: Unsplash/ Art Rachen

Что такое аллокация в криптовалюте? Аллокация в криптовалюте происходит при ICO (Initial Coin Offering) — первичном предложении монет. Инвесторам предлагают приобрести некоторое количество сгенерированной криптовалюты, при этом спрос обычно существенно превышает предложение. В таком случае заявка каждого инвестора будет удовлетворена лишь частично, например только в размере 5%. В таком случае аллокация криптовалюты для этого инвестора при ICO составила 5%.

Аллокация при IPO

Распространена аллокация и при процедуре IPO. Как правило, IPO проводится крупными компаниями-миллиардниками, которые давно на слуху. Поэтому спрос на их акции может существенно превышать ожидания. В такой ситуации андеррайтеры (лица, обеспечивающие первичное размещение акций) не способны удовлетворить спрос.

Что такое аллокация при IPO? Аллокация при IPO — это объем выполненных заявок на покупку акций при их первичном размещении. Количество удовлетворенных заявок измеряется в процентах. По словам Currency, в большинстве случаев спрос на акции в несколько раз превышает их количество, поэтому андеррайтеры и брокеры стараются справедливо распределить их среди всех инвесторов, подавших заявку на приобретение ценных бумаг.

Например, компания в ходе IPO выпустила акций на $10 млн, а общая сумма заявок от инвесторов составила $50 млн. В таком случае в среднем только 20% процентов заявок будут удовлетворены. Например, если инвестор был готов купить 100 акций на сумму $10 000, брокер купит только 20% акций от заявки на сумму $2000, а остаток средств вернет на счет инвестора. Аллокация в такой ситуации составит 20%.

Хотя часто нет каких-то четких правил, кому сколько достанется, андеррайтеры и брокеры стараются обеспечить каждого инвестора хотя бы каким-то количеством акций. В то же время в первую очередь будут удовлетворяться запросы институциональных инвесторов и инвесторов с существенным капиталом.

Мужчина держит в руках лист бумаги с круговыми диаграммами
Круговые диаграммы: Pexels/RODNAE Productions

По утверждению Fidelity, указание завышенного количества акций не повышает шансы на получение их в желаемом количестве. Если хотите приобрести 100 акций, запрос на 1000 акций никак не изменит подход брокера к аллокации. Указывайте максимальный желаемый объем владения именно в 100 акций, и если будет такая возможность, то он будет удовлетворен.

Аллокация как распределение активов и ресурсов звучит на первый взгляд просто, но это целая наука о поиске баланса и максимальной эффективности. Грамотная аллокация в сопровождении оптимальных бизнес-решений снизит риски и принесет высокий доход.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/stock/1879781-cto-takoe-allokacia-i-pocemu-ona-vazna/

Автор: Михаил Борисевич
Аллокация: что это такое и почему она важна