KZ

«Оплатила, но покупку не увидела»: как защитить казахстанцев от мошенничества в соцсетях

Онлайн-торговля
Фото: pixabay

Установить правовое регулирование на продажу товаров через социальные сети предлагается в Казахстане. Такая поправка предлагается в Консультативном документе регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», передает NUR.KZ.

Необходимость этого возникла после многочисленных жалоб на онлайн-торговлю, которая часто осуществляется через соцсети. В целом электронная торговля законодательно урегулирована, но большой пробел наблюдается именно в продаже и покупке товаров, которые предлагаются покупателям через небольшие интернет-магазины, расположенные на площадках социальных сетей.

Как свидетельствует статистика полиции, обман доверчивых клиентов зачастую происходит через приложения OLX, krisha.kz. Мошенники представляются покупателями или продавцами в приложениях. В полиции свидетельствуют, что на сегодня отмечается рост таких преступлений. По выгодному, на первый взгляд, объявлению наивные граждане отправляют предоплату за бронь товара, а в итоге остаются без денег и без желаемого товара.

«Я хотела приобрести кроссовки, нашла понравившуюся мне обувь, которая по цене была несколько ниже, чем в оффлайн-магазинах. Продавец объяснила разницу как раз онлайн-торговлей, - так как ей нет необходимости вносить плату за аренду, она может позволить себе продавать товар по более сходной цене. Однако, внеся предоплату, своей покупки я так и не увидела. На связь со мной продавец перестал выходить, на своей страничке заблокировал, как и мой номер. Я просто опустила руки – сумма ущерба была небольшой, но с тех пор опасаюсь такого шоппинга», - рассказала алматинка Алия.

Нарушения прав потребителей при покупке товаров дистанционным способом могут быть восстановлены в гражданском порядке, однако, если интернет-продавец оказывается мошенником, то риск невозврата средств возрастает в разы, так как он может даже не являться резидентом РК. Злоумышленники могут создавать аккаунты в социальных сетях, заполняя их вымышленными товарами, которых может просто не быть в наличии. Цены устанавливаются часто ниже рыночных, чтобы завлечь потребителя, предлагаются скидки, распродажи. А оплату нужно внести заранее, причем нередко речь идет о 100-процентной предоплате. После оплаты товар до покупателя не доходит, а сам аккаунт исчезает.

Чтобы защитить казахстанцев от недобросовестных продавцов, предлагается ввести регистрацию на государственных порталах продавцов, торгующих товарами через социальные сети. Продавец должен будет на страничке социальной сети указать свой идентификационный номер, который даст покупателю возможность проверить его на государственном портале. Таким образом, покупатель будет знать, стоит доверять продавцу, или нет.

К примеру, подобный опыт уже внедрен в Российской Федерации, где в их Законе «О защите прав потребителей» прописана норма о необходимости предоставления информации о лице, организующем дистанционный способ продажи товаров, и его ответственность за ненадлежащую информацию о товаре. Кроме того, в этом Законе есть понятие владельца агрегатора, который предоставляет покупателю возможность ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи, а к тому же, должен обеспечить надежность и безопасность расчетов между потребителем и продавцом.

Таким образом, урегулирование в правовом поле онлайн-торговли в соцсетях позволит предупредить факты нарушения прав потребителей в сфере электронной торговли, снизит уровень неудовлетворенности и повысит уровень потребительского спроса на внутреннем электронном торговом рынке. Также это позволит повысить качество товаров и услуг, которые предлагаются через интернет.

Далее, предлагается, чтобы потребитель смог реализовать право на расторжение договора до физического получения товара, то есть, отказаться от его покупки. Есть предложения об установлении сроков доставки товара и механизма возврата денег. Права казахстанцев будут защищены, а правовое урегулирование к тому же позволит вывести субъекты предпринимательства из теневой экономики.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1942825-oplatila-no-pokupku-ne-uvidela-kak-zaschitit-kazahstantsev-ot-moshennichestva-v-sotssetyah/

Автор: Зауре Копжанова
«Оплатила, но покупку не увидела»: как защитить казахстанцев от мошенничества в соцсетях