Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как защитить свои права, совершая покупки онлайн или в магазине

Опубликовано:

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото: pixabay

Сфера защиты прав потребителей довольно проблемная в Казахстане, так как жители страны зачастую не знают, как их защитить и куда обратиться по этому вопросу, передает NUR.KZ.

Наибольшее количество нарушений случается в электронной торговле, а также присутствуют даже факты мошенничества и обмана. И.о. руководителя Департамента по защите прав потребителей города Нур-Султан Майя Алданаева отмечает, что потребители доверяют рекламе в интернете и получают в итоге совсем не тот товар или вовсе не получают его после оплаты.

«Как правило, реклама товара завлекающая, но продавец не предоставляет ни гарантии, ни чека. Есть случаи, когда потребители приобретали одежду онлайн, но товар оказывался некачественным. В результате потребители обращаются к нам с жалобами и их очень много. Чтобы предотвратить обман потребителей, Департамент проводит работу профилактического характера. Каждый квартал мы совместно с Департаментом полиции города Нур-Султан проводим семинары и лекции в торговых точках и онлайн, раздаем брошюры, консультируем граждан. Данная работа ведется для того, чтобы поднять правовую грамотность населения по вопросам защиты прав потребителей, но я считаю, нужно решать проблему на законодательном уровне, создавая реестр недобросовестных предпринимателей», - сообщила Майя Алданаева.

По ее словам, когда потребители обманываются, им не делают возврат денег, а продавцы перестают выходить на связь, обращения перенаправляются в Департамент полиции.

«Но, чтобы такие случаи не повторялись, должны блокироваться сайты или страницы в социальных сетях, на которых обманывают потребителей», - говорит и.о. руководителя Департамента по защите прав потребителей.

На сегодня обязанностями по защите прав потребителей наделены все государственные органы в рамках своих отраслевых законов. К примеру, если действия онлайн-магазина содержат признаки мошенничества, когда оплаченный товар не привезен потребителю, а претензия остается проигнорированной, а то и исчез продавец - стоит обратиться в полицию, даже если сумма покупки небольшая. Возможно, в совокупности ущерб нескольких покупателей, которых обманул такой продавец, окажется существенным.

Также стоит помнить о мерах предосторожности – совершать покупки в интернете лучше на проверенных ресурсах. Внимательно изучать информацию об интернет-магазине, сайте, отзывы о нем, адреса и телефоны, сравнивать цены на интересующий товар. Отсутствие информации, запутанная система получения товара часто являются признаками мошенничества.

Майя Алданаева рассказала, что порой потребителям приходится разъяснять не только их права, но и обязанности. Это происходит и в оффлайн-торговле. Потребитель иногда и сам бывает не прав.

«Например, потребители, зная о норме закона о возврате товара в течение 14 дней после покупки, считают, что его можно вернуть, даже если товар был использован. Да, в течение 14 дней можно сделать возврат, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара. К примеру, если покупатель приобрел кроссовки или одежду и неоднократно надевал их - не только внутри квартиры, а потом решил вернуть или обменять, это будет неправильным. В таких случаях мы рассматриваем ситуацию с двух сторон», - делится Майя Алданаева.

Когда же предприниматель отказывается возвращать деньги за товар ненадлежащего качества или совершить его обмен, то здесь явно нарушены права потребителя. В таком случае необходимо обратиться напрямую к предпринимателю с претензией к продавцу либо через субъект досудебного урегулирования споров.

Если продавец не дает ответа на претензию или отказывается устранять нарушение в добровольном досудебном порядке в течение 10 календарных дней или же откажется урегулировать потребительский спор в досудебном порядке, потребитель может обратиться в госорган, осуществляющий функции в сфере защиты прав потребителей. В случае, если спор так и не урегулируется на этих этапах, потребитель может обратиться в суд.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1941141-kak-zaschitit-svoi-prava-sovershaya-pokupki-onlayn-ili-v-magazine/

pixel