KZ

Когда страховщик может выплатить не всю сумму убытка: плюсы и минусы франшизы

Мужчина собирает монеты тенге в стопки
Иллюстративное фото: Getty Images / bob_sato_1973

При наличии условий франшизы в договоре страховая компания может выплатить не всю сумму убытков, которые понес клиент. Но в этом есть и свои плюсы для обеих сторон. Какие именно, узнали журналисты Нурфин.

Один из важных моментов, на который стоит обратить внимание перед подписанием договора страхования – это наличие франшизы и ее размер, сообщают специалисты проекта Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка FinGramota.

Франшиза – это предусмотренное условиями страхования освобождение страховщика от возмещения ущерба, не превышающего определенного размера. Другими словами, это та часть средств, которую страховая компания не доплатит или не выплатит вовсе.

Виды франшизы на примерах

Франшиза встречается практически при всех видах страхования. Она может быть условной и безусловной.

В первом случае страховая компания освобождается от выплаты ущерба, не превышающего установленного размера франшизы.

То есть, если сумма ущерба при несчастном случае оказалась меньше размера франшизы, то клиент страховой компании ничего не получит. А если размер ущерба больше, то страховщик должен возместить его полностью.

Например, по договору страхования размер условной франшизы составляет 50 тысяч тенге, а сумму ущерба оценили в 40 тысяч тенге. В этом случае застрахованный вообще не получит выплату, так как сумма ущерба меньше установленной франшизы.

А если она составит 60 тысяч тенге, то клиент страховой компании должен получить эти деньги полностью, так как в его полисе отмечена условная франшиза.

Немного по-другому обстоят дела с безусловной франшизой. По ней установленная в договоре сумма вычитается из размера страхового возмещения, то есть просто не доплачивается.

Например, размер безусловной франшизы также составляет 50 тысяч тенге, а сумма ущерба - 60 тысяч тенге. Клиент страховой компании в этом случае получит разницу между ущербом и франшизой, то есть 10 тысяч тенге.

Если ущерб составит 90 тысяч тенге, то страховая выплата будет равна 40 тысяч тенге и так далее. А при сумме ущерба меньше франшизы клиент опять же ничего не получит.

Зачем страховаться, если ущерб не будет возмещен полностью

Допустим, автовладелец решил оформить страховой полис КАСКО. В страховой компании ему дают договор, согласно которому при ДТП мужчина получает полное возмещение ущерба в размере до миллиона тенге.

Игрушечная машинка стоит на калькуляторе рядом со стопками монет
Иллюстративное фото: Getty Images / krisanapong detraphiphat

Автовладельца данное условие устраивает, но стоимость полиса оказывается слишком высокой. К тому же он очень опытный водитель и не уверен, что попадет в такую серьезную аварию.

Тогда страховщики предлагают в условия договора включить франшизу, согласно которой, если урон будет нанесен на сумму менее 300 тысяч тенге, то страховая компания ничего не выплатит клиенту. При этом стоимость полиса станет намного ниже.

Отсюда вытекают плюсы и минусы для обеих сторон договора страхования.

Плюсы франшизы

Основное преимущество для клиента страховой компании – это более низкая стоимость полиса с франшизой. Чем больше ее размер, тем договор страхования дешевле, и наоборот.

Выгода для страховщика заключается в том, что благодаря наличию франшизы снижается количество обращений с небольшими убытками. Таким образом, страховая компания сосредотачивается на более серьезных проблемах своих клиентов.

К тому же, благодаря снижению стоимости полиса страхования за счет наличия франшизы компания может привлечь как можно большее количество клиентов.

Минусы франшизы

Недостатки у полиса с франшизой также есть для обеих сторон.

Минус для клиента страховой компании – это небольшой размер компенсации или ее отсутствие при наступлении страхового случая. Иногда ремонт за свой счет может обойтись дороже, чем стоимость страховки без франшизы.

Не все клиенты страховых компаний обращают внимание на наличие франшизы в договоре. Некоторые воспринимают ее как некий подводный камень, который страховщик пытается скрыть.

В этом заключается основной минус франшизы для страховщиков - из-за невнимательного ознакомления с условиями страхования клиенты проявляют недовольство, когда недополучают возмещение ущерба.

Плохие отзывы о компании от таких клиентов могут негативно сказаться на ее репутации.

Эксперты советуют тщательно выбирать страховую компанию и внимательно читать договор страхования, уточняя нюансы у менеджера.

Как правило, в страховой компании предлагают выбрать подходящий для клиента тариф, франшизу и другие дополнительные условия. Прежде чем сделать выбор, ему стоит все взвесить и решить, что лучше: сэкономить и приобрести полис с франшизой или заплатить больше и не беспокоиться о возможных незапланированных тратах.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/insurance/1927602-kogda-strahovschik-mozhet-vyplatit-ne-vsyu-summu-ubytka-plyusy-i-minusy-franshizy/