Пандемия коронавируса и последовавшие карантинные меры нанесли серьезный удар по мировой экономике. А из-за локдауна, который вводился в 2020 году, когда большинство людей вынуждены были находиться на самоизоляции дома, резко снизился мировой спрос на нефть и нефтепродукты. Между тем прогнозы на текущий год имеют ряд неопределенностей.
Так как пандемия COVID-19 продолжается, исполнительный директор по развитию нефтегазовой и энергетической отраслей Ассоциации «Kazenergy» Яромир Рабай рассказал, как на мировом рынке углеводородного сырья в целом и на экономике Казахстана в частности отразится участие в соглашении ОПЕК+, передает NUR.KZ.
По итогам очередной встречи стран-участниц нового соглашения ОПЕК+ в формате видеоконференции, состоявшейся 5 января 2021 года, были приняты договоренности о продлении сокращения добычи на февраль-март 2021 года.
Для Казахстана и России значительным достижением было согласование отдельных условий, предусматривающих поэтапное увеличение добычи на 10 и 65 тыс. барр/сутки соответственно, исходя из объемов добычи каждой страны (в 2020 году Казахстан – 85,6 млн тонн/год, Россия – 512,6 млн тонн/год).
Таким образом, обязательства для Казахстана в рамках ОПЕК+ в январе-марте 2021 года составят 1,417, 1,427 и 1,437 млн барр/сутки соответственно (снижение сокращения от 17 до 16%).
За этим языком сухих цифр скрывается большая работа нашего Правительства. Только представьте: ОПЕК+ согласовывает повышение добычи двум странам - России и Казахстану.
Причем именно наша страна последовательно выступала за наращивание добычи картелем, и если помните, это вопрос повышения сначала был инициирован Казахстаном и Эмиратами, а затем и совместно с Россией.
Со второй попытки, но все же отраслевое министерство отстояло интересы казахстанских нефтедобывающих компаний.
Что это означает?
10 тыс. баррелей в сутки по рыночным ценам составляет около $500 000 в день экспортной выручки. Из этой суммы значительная часть - налоги и платежи в бюджет, это дополнительные суммы доходов нефтесервисных компаний. Ежедневно.
Относительно общего уровня добычи в стране сумма, конечно, невелика, однако важен сам тренд: страна готова отстаивать и защищать интересы инвесторов. А это дорогого стоит. Особенно с учетом проведенных онлайн-аукционов на разведку углеводородного сырья.
Инвесторы получили четкий сигнал: правительство будет твердо стоять на защите их интересов и способно «уговорить» даже влиятельных мировых игроков.
В целом, по данным ОПЕК+ в первом квартале 2020 года мировое предложение нефти превысило спрос на 7,5 млн барр/сутки (100,2 против 92,7 млн барр/сутки), во втором квартале – на 8,8 млн барр/сутки (91,5 против 82,6 млн барр/сутки), в третьем квартале – 0,7 млн баррелей/сутки (91,5 против 90,3 млн барр/сутки).
Восстановлению рынка способствовало новое соглашение ОПЕК+ по рекордному сокращению добычи нефти, заключенное в апреле 2020 года, к которому также присоединился и Казахстан.
В рамках соглашения с учетом корректировок, в мае-июле 2020 года участниками предполагалось снижение добычи на 9,7 млн барр/сутки (примерно 1,4 млн тонн/сутки), в августе-декабре 2020 года – 7,7 млн барр/сутки (1,1 млн тонн/сутки).
При этом для Казахстана с учетом базиса добычи за октябрь 2018 года на первом этапе сокращение составило 23%, с добычей до 1,397 млн барр/сутки (примерно 192 тыс. тонн/сутки), а в августе-декабре 2020 года сокращение на 18% – до 1,319 млн барр/сутки (примерно 181 тыс. тонн/сутки). По итогам 2020 года Казахстаном были выполнены обязательства.
Таким выдался год для отечественной нефтянки. Удалось избежать массовых сокращений, нефтяные компании выплачивали компенсации, а в конце года минэнерго удалось удачно провести переговоры с ОПЕК+. Посмотрим, каким будет 2021 год. Думаем, это будет интересно.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1895769-kak-povliaut-na-ekonomiku-kazahstana-uslovia-novogo-soglasenia-opek/