jitsu gif
    Провели подряд дней с нами
    Екатерина Сохарева
    Екатерина Сохарева
    Руководитель рубрики Финансы

    Какие права есть у коллекторов, и как вести себя с ними

    : UGC

    Права и обязанности представителей официально зарегистрированного коллекторского агентства строго ограничены законом. Какие действия могут совершать коллекторы и как себя с ними вести, узнали журналисты Нурфин.

    Какие права есть у коллекторов, и как вести себя с ними
    Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов: UGC

    Стереотипное мышление делает свое дело, и мы представляем коллекторов в виде мужчин с устрашающей внешностью, которые пришли, чтобы «выбить» долг любой ценой.

    На самом деле коллектор – это скорее посредник между должником и банком. Его цель – сделать так, чтобы банковский клиент выплатил кредит или его часть, написал заявление с прошением об изменениях условий займа или отсрочке, словом, чтобы должник не бездействовал.

    В коллекторское агентство, которое является коммерческой организацией, в досудебном порядке может обратиться как банк, так и микрофинансовая организация, после нескольких месяцев просрочки со стороны клиента.

    Как коллекторы добиваются, чтобы должник начал действовать

    Коллекторское агентство может взаимодействовать с должником или его представителем, применяя следующие методы:

    • Телефонные звонки, число которых может составлять до трех в один будний день с восьми утра до девяти вечера. В праздничные и выходные дни коллекторы звонить не должны.
    • Личные встречи по месту жительства, нахождения или регистрации должника. Такие визиты могут также осуществляться только в будние дни, с восьми утра до девяти вечера, не чаще трех раз в неделю. В один день два и более раз коллекторы приходить не имеют права.
    • Письменные уведомления, присланные на почту, и другая связь посредством интернета.
    • Текстовые, голосовые и другие сообщения, присланные с помощью мессенджера на сотовый телефон.

    Дополнительно коллектор может связаться с должником, если тот сам ищет встречи для обсуждения документов, предоставления информации и тому подобных вопросов.

    На какие действия коллекторы не имеют право

    Коллекторы не имеют право:

    • Связываться с должником способами, отличающимися от указанных выше.
    • Распространять сведения о должнике, которые могут опорочить его личность или нанести вред.
    • Разглашать коммерческие и другие охраняемые законом тайны о банковском клиенте.
    • Совершать противоправные действия, причинять вред должнику, ставить под угрозу его жизнь и здоровье.
    • Угрожать, оскорблять, шантажировать и другими способами вынуждать человека закрыть кредит.
    • Требовать погасить долг с помощью движимого и недвижимого имущества.
    • Собственноручно принимать деньги и другое имущество в счет долга. Помним, что коллектор – это посредник с банком, а не кассир.

    Коллекторы также не могут накладывать арест на имущество, банковские счета, ограничивать право на выезд или другие права. Это в компетенции судебного исполнителя, с которым не следует путать представителей коллекторского агенства.

    Какие права есть у коллекторов, и как вести себя с ними
    Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов: UGC

    Какие права есть у коллекторов

    Коллектор имеет право получить от кредитора всю информацию о задолжнике. Также он может запросить ее у других компаний, которым банковский клиент когда-либо оставлял свои данные, а также найти информацию в открытых источниках.

    Коллекторское агентство может в судебном порядке заставить отдать или продать залоговое имущество, если право на него было приобретено у банка или микрофинансовой организации.

    Агентство может выступить представителем банка в суде и в исполнительном производстве. Коллектор имеет право снимать на камеру или записывать на диктофон процесс общения с должником, но только в помещениях коллекторского агентства.

    Как должник может вести себя с коллекторами

    А вот должник имеет право фиксировать любую встречу или звонок от коллектора с помощью видео и аудио записей.

    Также банковский клиент имеет право узнать имя коллектора и другие сведения о коллекторском агентстве.

    Он может оспаривать требования коллекторов в суде, обращаться с жалобой на них в Национальный банк РК или в другой уполномоченный орган.

    Должник может обратиться в банк без посредничества, чтобы изменить условия договора займа.

    Что должник обязан делать

    Банковский клиент, допустивший задолженность, обязан:

    • Извещать коллекторов об изменении места жительства.
    • Предоставлять информацию об уровне доходов.
    • Взаимодействовать с коллекторским агентством, чтобы решить проблему с задолженностью.
    • Откликаться на предложенные банком через коллекторов условия погашения задолженности.

    Сколько это будет продолжаться

    Коллекторы могут звонить, присылать письма и ходить к должнику до пяти лет. Если проблема с долгом так и не решится, то дело передадут в суд.

    Новости дня - в нашем Instagram>>

    Какие права есть у коллекторов, и как вести себя с ними

    Узнавайте обо всем первыми

    Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах

    Instagram
    Закладки
    Пока здесь пусто
    Используйте кнопку «
    » на странице публикации, чтобы сохранить её в свой личный список закладок.