Top.Mail.Ru
Досуг

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Универсальные люди: в чем заключалась уникальность института жырау

Опубликовано:

Мужчина и женщина в национальных казахских костюмах
Иллюстративное фото: depositphotos.com

Какие функции выполняли жырау помимо сочинения эпосов, какой жанр пользовался среди них особой популярностью и почему сегодня не осталось ни одного жырау, рассказывает корреспондент NUR.KZ.

Жырау занимают особое место в истории и культуре казахского народа. Своей деятельностью они внесли неоценимый вклад в развитие устного народного творчества и музыкального искусства. Жырау были универсальными творческими единицами: они не только исполняли свои произведения, но и выступали в качестве сочинителей.

Слово "жырау" произошло от "жыр", что означает "песня" или "стихотворение". Жырау не следует путать с жыршы. Последний является лишь исполнителем произведения. Прототип жырау имелся и у других тюркских народов. К примеру, у ногайцев поэт-исполнитель называется йырау.

Согласно сведениям из национальной энциклопедии "Казахстан", жырау пользовались большим авторитетом в обществе. Некоторые не ограничивались сочинением и исполнением жыров, становясь предводителями племенных союзов, улусов и даже батырами. В народе жырау почитали за мудрость, дальновидность, творческие способности и ораторское искусство.

Одним из излюбленных жанров жырау считался толғау (на русский язык можно перевести как "дума" или "глубокое раздумье"). Толғау представлял собой философское размышление, облеченное в стихотворную форму. Обычно жырау поднимал в своей "думе" темы духовности, взаимоотношений между людьми, патриотизма, а также социальные проблемы. Кроме того, толғау зачастую содержали наставления молодежи, советы соплеменникам. Жырау в своих произведениях старались воспеть положительные человеческие качества – бескорыстность, справедливость, доброту, милосердие, храбрость и т.д.

Жырау, будучи участниками военных походов, становились теми, кто вдохновлял батыров своими песнями. В них они прославляли смелость воинов и подвиги батыров прошлого. Иногда народные певцы-сочинители становились авторами жоқтау, то есть поминальных песен.

Авторитет жырау в казахском обществе XV-XIX веков был настолько велик, что им позволялось спорить даже с ханом. Высшие руководители прислушивались к советам сказителей, а люди из простого народа почитали их как мудрецов. В своих произведениях настоящий жырау всегда оставался честным, то есть открыто говорил о всех трудностях, с которыми сталкивается народ.

"Жырау были не просто поэтами, акынами, они были советниками ханов, военачальниками, батырами. В то же время они обладали прорицательскими талантами, многие из них являлись предсказателями, то есть носителями сакральных знаний. Вплоть до XVIII-XIX века они сохранили эту функцию. Нужно сказать и о смелости казахских жырау. К примеру, Жиембет жырау являлся военачальником, а Досмамбет жырау – воином. Мне очень нравится его толгау, которое он, согласно преданию, сложил, умирая на поле брани. В нем он вспоминает свою жизнь, детей, свой род, родной Азов. По сути, это предсмертное прощание, однако в нем нет ни грамма страха перед смертью", – рассказала доктор филологических наук, профессор Асима Ишанова в эфире программы телеканала KAZAKH TV.

Среди жырау, вписавших свои имена в историю казахской культуры, нельзя не назвать Асана Кайгы, Казтугана жырау, Шалкииза жырау, Актамберды Сарыулы, Сыпара жырау, Бухара жырау, Умбетея жырау. Многие из них прославились не только как сочинители эпических произведений, но и как бии, советники ханов, полководцы.

Влияние самобытного института жырау начало ослабевать в XIX столетии. Одной из причин, вероятно, стала политика, направленная на отмену ханской власти и проводимая Российской империей. Кроме того, к этому моменту казахи уже не вели крупных войн с сопредельными государствами.

"На сегодняшний день жырау не существует. Если опираться на работы ученых, то жырау – это создатель эпосов, который проживает в ханской ставке, а его деятельность включает определенные политические составляющие. В современном обществе таких людей уже нет. Однако остались жыршы, то есть исполнители эпосов. Существует различные мелкие жанры, например, дастаны, и исполнители, которые их сочиняют. Но, конечно, это уже не такие огромные эпические произведения, сочиняемые во времена военной демократии или становления ханской власти", – отметила кандидат искусствоведения, профессор Казахского национального университета искусств Раушан Малдыбаева в эфире программы телеканала KAZAKH TV.

Несмотря на то, что институт жырау стал частью истории, эпосы, толгау и другие произведения сочинителей прошлого имеют большую популярность в современном Казахстане. Их исполняют в ходе массовых мероприятий, различных творческих состязаний, а также в кругу родственников и близких. Памятники жырау устанавливаются по всей стране, а их именами называют улицы и даже целые населенные пункты.

*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/2048453-universalnye-lyudi-v-chem-zaklyuchalas-unikalnost-instituta-zhyrau/

pixel