Досуг

Есть ли жизнь на других планетах: научные обоснования

планета в космосе
Есть ли жизнь на других планетах: Pixabay

Человечество смогло высадиться на Луну, активно исследует Солнце, отправляет зонды в разные уголки Солнечной системы. Но вопрос, есть ли жизнь на других планетах, остается открытым. Почему до сих пор не найдены организмы на небесных телах, расположенных по соседству с Землей, и где искать внеземных обитателей? Узнайте из статьи.

Есть ли жизнь на других планетах?

В конце ХІХ века человечество всерьез заинтересовал вопрос: возможна ли жизнь на других планетах? Средства для изучения космоса тогда были крайне ограничены, и оставалось лишь предполагать. Наиболее вероятно обитаемыми небесными телами считали Луну, Марс и Венеру. Что говорит об этом современная наука, рассмотрим ниже:

Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы

Где может быть жизнь в Солнечной системе за пределами Земли? Вокруг нас действительно не так много планет, которые можно рассматривать как потенциальное место обитания. Как минимум, небесное тело должно соответствовать таким критериям:

• оптимальная удаленность от Солнца — так называемая зона жизни;
  • наличие атмосферы;
  • наличие воды или другой пригодной для жизни жидкости.

Луна, Венера и Марс расположены в самой благоприятной зоне Солнечной системы, так как находятся недалеко от Земли. Но соответствуют ли они другим критериям, выясним далее:

Луна

Как только ученые стали ближе знакомиться со спутником Земли, то сразу поняли: на Луне жизнь невозможна. Этому есть несколько причин:

1. Атмосфера земного спутника слишком разреженная и никак на него не воздействует. Это значит, что и жидкость там задерживаться не сможет.
  2. Луна слишком медленно вращается вокруг своей оси, день и ночь на ней длятся по четырнадцать суток. При этом днем температура может достигать 120 °C, ночью — падать до –150 °C.
Поверхность Луны
Есть ли жизнь на Луне: Unsplash

И хотя на спутнике нет воды в жидком виде, науке известно, что на Луне есть лед. Он сохраняется на полюсах спутника и теоретически может стать ресурсом для развития живых организмов на Луне в будущем.

Венера

Венера, в отличие от Луны, имеет более густую атмосферу, даже более плотную, чем у Земли. Однако ее состав, а также другие особенности планеты делают жизнь на Венере практически невозможной:

1. В атмосфере много серной кислоты, которая пагубно влияет на живые организмы.
  2. Для Венеры характерен мощный парниковые эффект, а температура на ее поверхности в среднем составляет +470 °C.
  3. Атмосферное давление на планете выше земного более чем в 90 раз.

Однако существуют микроорганизмы, способные выжить и в таких условиях. Поэтому ученые не исключают, что жизнь на Венере может теплиться либо на ее полюсах, либо на облаках, где условия куда благоприятнее. Тем не менее к высадке человека на Венеру наука пока не готова.

Марс

Все свое внимание человечество направило, чтобы отыскать жизнь на другой планете Солнечной системы — Марсе. Однако подтверждений тому, что на Красной планете живут хотя бы простейшие микроорганизмы, у науки нет.

Ученые предполагают, что миллиарды лет назад условия Марса были благоприятными, жизнь на нем была. Более того, на планете были реки, океаны и озера.

планета Марс
Есть ли жизнь на Марсе: Pixabay

В 2018 году на Марсе нашли воду в жидком состоянии: на Южном полюсе планеты оказалось четыре больших озера, спрятанных под шапкой льда. Правда, вода в них настолько соленая, что, по мнению исследователей, и там жизнь невозможна.

И все же дискуссии продолжаются: многие ученые считают, что самые стойкие микроорганизмы могли приспособиться к новым условиям и выжить. Но удостовериться в этом можно будет, лишь когда человек найдет способ высадиться на Красной планете.

Жизнь вне Земли: экзопланеты

Долгое время считалось, что Солнечная система уникальна в своем роде, ведь вокруг нашей звезды вращается восемь планет (а то и девять, поскольку до 2006 года Плутон тоже считался планетой).

Однако в конце 1980-х ученые заметили планету за пределами Солнечной системы — возле оранжевого гиганта Гамма Цефея A. С тех пор все планеты, открытые вне нашей системы, стали называть экзопланетами.

В 2016–2017 годах астрономы открыли целую планетарную систему под названием TRAPPIST-1. Она находится на расстоянии сорока световых лет от нас. Вокруг карликовой звезды вращаются сразу семь землеподобных планет, и три из них находятся в «зоне жизни».

К сожалению, пока у науки нет средств, чтобы изучить условия и выяснить, на каких планетах есть жизнь. Зондов, способных преодолеть такое расстояние, еще не существует, поэтому за экзопланетами наблюдают лишь через телескоп. Что уж говорить о том, чтобы искать жизнь в других галактиках.

Жизнь на других планетах: интересные факты

Есть ли жизнь на других планетах, разумна она или нет, как может выглядеть? Эти вопросы остаются настоящими загадками для современной науки. О том, как и где человечество будет искать ответы, есть множество любопытных теорий:

Энцелад — обитаемый спутник?

Энцелад — это маленький спутник Сатурна, полностью покрытый льдом. В среднем температура на его поверхности составляет –198 °С. Однако подо льдом астрономам удалось обнаружить настоящий океан и гейзеры.

Несмотря на удаленность Сатурна от Солнца, ученые допускают: в таких условиях может возникнуть жизнь. Так что в ближайшее время Энцелад будет находиться в поле зрения человечества.

Сатурн
Есть ли жизнь на других планетах: Pixabay

Об обитаемости Сатурна и его спутника, к слову, давно ходили легенды и теории. Развивает эту тему и научно-фантастическая видеоигра «Выживший с Сатурна».

Жизнь на Европе — спутнике Юпитера

Еще один спутник, который, возможно, обитаем, вращается вокруг Юпитера. В 2020-х годах планируется его тщательное исследование, ведь ученые уверены: на Европе под коркой льда также есть океан. Целью миссии в том числе будет и обнаружение жизни на спутнике.

Внеземную жизнь во Вселенной можно найти по загрязнениям

Наука пытается отыскать живые организмы за пределами Земли. Но что если ей удастся найти вымершую культуру? Так, ученые предполагают, что по следам загрязнений можно выявить исчезнувшую продвинутую цивилизацию.

Загрязнители делятся на долго- и короткоживущие. Первые остаются в атмосфере тысячи лет, вторые — десятки. Если телескопу удастся обнаружить оба вида, это будет значить, что человечество нашло разумную цивилизацию. Если же только первый вид загрязнений, то, скорее всего, она была, но исчезла.

Жизнь вне «зоны жизни»

Под прицелом астронавтов оказались те экзопланеты, которые находятся в области обитания. Однако есть и те, что находятся в этой области не постоянно. Так, условия на них могут меняться от благоприятных до экстремальных (например, очень высокие или низкие температуры).

Но, вероятно, даже в таком случае экзопланеты способны поддерживать жизнь. Это значит, что круг для поиска внеземных существ будет только расширяться.

NASA прогнозирует, что уже в этом столетии внеземная жизнь будет открыта. Как изменится при этом жизнь человечества — остается лишь гадать.

Источники:

1. Анашкин Е.В., Малашенков Е.А. Наследие освоения космоса: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2017. — №13. — С. 974–976.
  2. Ахметзянова Л.Г., Мисик И.И., Снежко А.А., Жирнова Е.А. Проблема поиска жизни на планетах Солнечной системы // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2010. — №6. — С. 361–362.
  3. Котларж Д., Зеленкевич У., Залевска Н.Е., Кубяк К.А. Обнаружение микробных компонентов в выпадающих осадках Энцелада // Астрофизический бюллетень. — 2020. — №2. — С. 188–199.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/1886232-est-li-zizn-na-drugih-planetah-naucnye-obosnovania/