Самый быстрый самолет в мире: подборка

Опубликовано:

Самолет преодолевает звуковой барьер
Самые быстрые самолеты в мире: Wikipedia

Скорость самых быстрых самолетов превышает скорость звука в шесть раз. На них размещают оружие, которое способно уничтожить города. За достижение рекорда не один пилот заплатил своей жизнью. Однако без супербыстрых самолетов человечество никогда бы не достигло орбиты Земли и лунной поверхности.

North American X-15

Максимальная скорость — 7 274 км/час.

Звание самого быстрого пилотируемого человеком самолета в истории носит американский X-15. Пилоту Уильяму Найту удалось достичь на Х-15 скорости 6,7 Маха, то есть скорость самолета в 6,7 раз превысила скорость звука.

Самолет больше похож на ракету, чем на классическую крылатую машину. Он оборудован ракетным двигателем и огромным стабилизирующим клиновидным хвостом. Из-за особенностей конструкции и специфики боевых задач Х-15 не взлетал с аэродрома.

Самостоятельное движение самолета начиналось на высоте около 14–15 км, куда Х-15 доставлялся на стратегическом бомбардировщике. Управление самолетом на таких высотах в условиях разреженной атмосферы осуществлялось с помощью ракетного двигателя.

Конструкция самолета позволила преодолеть условную 100-километровую высоту, за которой начинается космос. Уникальному летательному аппарату удалось установить ряд рекордов:

  1. Рекорд по скорости полета (6,7 Маха).
  2. Высота полета составляла 107 км, полеты были суборбитальными.
  3. Полет стал первым боевым космическим вылетом.

Пилота Джозефа Уокера, дважды преодолевшего в 1963 году отметку в 100 км, причислили к астронавтам. ВВС США неофициально назвала астронавтами всех пилотов X-15, преодолевших 80-километровый рубеж высоты.

North American X-15
North American X-15: Wikipedia

Стоимость костюма пилота составляла около $20 тыс. Обмундирование компенсировало нагрузки 4–5 G, возникающие в полете. Самолет Х-15 в полете покидал атмосферу Земли, а пилот несколько минут ощущал невесомость. При возвращении на Землю обшивка Х-15 нагревалась до 650 °С.

Примечательно, что одним из пилотов проекта был Нил Армстронг — первый человек, ступивший на Луну. Сложная подготовка к полетам (готовность объявлялась за 20 часов до взлета), высокая стоимость и гибель пилота М. Адамса в 1967 году привели к закрытию проекта в 1970-м. Скоростной рекорд Х-15 среди самолетов не побит по сей день.

Lockheed SR-71 Blackbird

Максимальная скорость — 3 529 км/час.

SR-71 Blackbird на сегодняшний день самый быстрый в истории серийный боевой самолет. Он состоял на вооружении ВВС США и использовался в экспериментальных целях НАСА. Всего было создано 32 экземпляра SR-71.

SR-71 мог достигать максимальной скорости 3,2 Мах, что превышало 3500 км/час. При этом его крейсерская скорость достигала 3300 км/час, а средняя высота полета составляла 20 км. Дальность полета самолета — 5200 км. Это расстояние от Алматы до Рима.

Lockheed SR-71 Blackbird
Lockheed SR-71 Blackbird: Unsplash

Для достижения таких показателей конструкторам пришлось решить ряд проблем:

  1. Для SR-71 было разработано специальное топливо JP-7.
  2. Для запредельных перегрузок создали специальный скафандр. Позже его использовали в полетах «Спейс шаттл».

Самолет использовался США в разгар холодной войны, вокруг него были предприняты беспрецедентные меры секретности. Контрразведка специально распространяла ложные характеристики самолета, а доступ к ангарам с SR-71 был только по специальным уровням допуска. Доходило до того, что при взлете и посадке самолета рядовой персонал аэродрома обязан был лечь на землю и закрыть глаза.

Беспрецедентные высоты и скорости делали SR-71 неуязвимым для оружия противника. Во время войны во Вьетнаме ни один самолет не был сбит противником. Противовоздушные ракеты попросту не могли догнать сверхзвуковой самолет.

По воспоминаниям участника Вьетнамской войны подполковника Станислава Григорьевича Батаева, советским частям ПВО во Вьетнаме так и не удалось сбить сверхсекретный американский самолет.

Однако со временем самолет-рекордсмен устарел и в 1998 году окончательно был снят с вооружения. Причинами того послужили:

  1. Создание Советским Союзом самолетов МиГ-25 и МиГ-31, способных перехватить SR-71.
  2. Использование дорогостоящего топлива JP-7 только для этого самолета, постоянная потребность в дозаправке в воздухе.
  3. Огромные суммы на содержание и техническое обслуживание самолета.

МиГ-25

Максимальная скорость — 3493 км/час.

МиГ-25 стал одним из самых быстрых истребителей в мире и самым быстрым боевым самолетом СССР. Его летные характеристики позволяли достигать скорости, превышающей скорость звука в три раза.

Разработка самолета была начата в 1950-х для отражения угроз от американских сверхзвуковых бомбардировщиков, а также SR-71 Blackbird и Valkyrie. В итоге был разработан самолет, способный достигать скорости свыше 3000 км/час и вести бой на высоте около 20–25 км. Самолет был вооружен:

  • четырьмя ракетами класса «воздух — воздух»;
  • четырьмя 500-килограммовыми бомбами.

С эксплуатацией самолета связан самый громкий случай побега из СССР. Старший лейтенант В. Биленко на истребителе МиГ-25 пересек советскую границу и приземлился на территории Японии. Позже он попросил политического убежища.

Самолет МиГ-25 с большим количеством секретной аппаратуры изучили специалисты НАТО и возвратили СССР. Это стало причиной существенной модернизации самолета МиГ-25, а также системы паролей и радиолокации на всех видах советских самолетов.

С 1970 года было произведено 1190 единиц летательных аппаратов такого типа. МиГ-25 широко применялся в вооруженных конфликтах:

  • войне Судного дня;
  • ирано-иракской войне;
  • войне в Персидском заливе.

North American XB-70 Valkyrie

Максимальная скорость — 3309 км/час.

«Валькирия» — американский стратегический бомбардировщик, способный достигать скорости в 3 Мах. XB-70 разрабатывался с требованием дальности полета 11 тыс. км. Он должен был доставлять бомбовую нагрузку в 14 ядерных бомб на территорию противника.

Высокие требования к скорости (3 Мах) выдвигались, исходя из двух целей:

  1. Оторваться от советских перехватчиков.
  2. Отлететь на безопасное расстояние после сброса ядерных бомб.

«Валькирия», оборудованный шестью двигателями, должен был лететь на высоте около 21 км со скоростью, в три раза превышающую скорость звука. Практические испытательные полеты показали, что прототипам удавалось достичь задуманных характеристик с большим трудом. Испытания самолета продолжались с 1964-го по 1969-й.

North American XB-70 Valkyrie
North American XB-70 Valkyrie: Wikipedia

В 1966 году при съемке рекламного ролика «Валькирия» №2 разбился. Выстроившись в воздухе для постановочного фото, «Валькирия» и сопровождавший ее истребитель оказались слишком близко друг к другу и столкнулись.

Истребитель F-104, которым управлял пилот-рекордсмен проекта Х-15 Джозеф Уокер, сразу взорвался, пилот погиб. XB-70 рухнул на землю, из двух пилотов сумел катапультироваться только один.

Вместо запланированных 50 боевых самолетов было построено только два экспериментальных, один из них был потерян. Вооруженные силы и правительство США решили свернуть программу в пользу более перспективных баллистических ракет.

МиГ-31

Максимальная скорость — 3000 км/час.

МиГ-31 стал первым советским самолетом четвертого поколения. Самолет был разработан на основе МиГ-25 в 1970-х годах в КБ имени Микояна. Крейсерская сверхзвуковая скорость МиГ-31 достигает 2500 км/час, дозвуковая — 950 км/час.

Самолет обладает приличными летными характеристиками. На вооружении МиГ-31 находится автоматическая пушка калибра 23 мм и до шести крылатых ракет класса «воздух — воздух» или «воздух — земля». Четыре таких самолета могут контролировать фронт шириной в 900–1100 км. В составе ПВО СССР одно время самолеты числились как авиация специального назначения.

Самолет способен выполнять боевые задачи в любую погоду на высоте до 30 км. Именно на МиГ-31 летчик Александр Федотов сумел установить рекорд по высоте полета, достигнув отметки в 37 650 м.

Кабина МиГ-31
Кабина МиГ-31: Wikipedia

МиГ-31 был принят на вооружение в 1981 году и пришел на замену перехватчикам Су-15 и Ту-128. Самолеты МиГ-31 принимали участие во второй чеченской войне и войне в Сирии.

Всего было произведено более 500 единиц МиГ-31. Самолет до сих пор состоит на вооружении:

  • в Российской Федерации — более 250 единиц;
  • в Республике Казахстан — около 30 единиц МиГ-31 различных модификаций (авиабаза в Караганде).

Кроме того, отдельные экземпляры МиГ-31 были доступны туристам, желающим испытать перегрузки военных летчиков.

Самые быстрые самолеты в истории служили военным целям. Они стали памятниками гонки вооружений периода холодной войны. В то же время это и символы научного гения человека. Аппараты продемонстрировали движение прогресса в сверхзвуковой авиации. Опыт создания и полетов на самых быстрых самолетах в истории помог человечеству сделать уверенные шаги в освоении космоса.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/1663804-samyy-bystryy-samolet-v-mire/

jitsu gif