Герои в лицах: как железнодорожники Арыси спасали станцию во время взрывов
Опубликовано:
От электрика до начальника станции – в дни взрывов в Арысе каждый из них бросил все силы на то, чтобы уберечь железную дорогу.
И права на ошибку не было ни у кого – ни у тех, кому пришлось в критический момент принимать важные решения, ни у тех, кто, рискуя жизнью, до последнего не покидал путей, пытаясь успеть отключить оборудование. В преддверии Дня работников транспорта NUR.KZ рассказывает о тех, кого смело можно назвать героями нашего времени - железнодорожниках, которые спасли свою станцию, и сделали все, чтобы здесь не перестали ходить поезда, пассажиры были в безопасности, а грузы - в сохранности.
Арыс - крупная узловая железнодорожная станция, связывающая линию Оренбург — Ташкент с Алматинским направлением. Кровеносный сосуд, по которому каждый день проходят десятки поездов, и где формируют составы по направлениям Запад, Восток и Юг. Из 44 тысяч жителей Арыса, 5 тысяч работают на железной дороге. Взрывы в июне грозили ей разрушениями, и как следствие остановкой движения, и то, что сегодня станция по-прежнему работает — результат их слаженной работы, верных и точных действий, их общего подвига. События тех дней они будут помнить долго.
Доставить во что бы то ни стало
Так надолго движение в Арысе не замирало никогда. Три дня здесь, на участке Шымкент – Арысь – Туркестан из-за взрывов не ходили поезда — с 24 по 26 июня. За это время было задержано 38 пассажирских поездов, и для того, чтобы доставить пассажиров в места назначения, железнодорожникам пришлось оперативно менять маршруты следования и графики движения. 18 поездов были направлены через альтернативный участок Сексеул–Жезказган–Жарык. Одновременно было организовано курсирование 9 поездов для доставки пассажиров на участках Сексеул – Туркестан и Алматы-Шымкент. А из Туркестана в Шымкент и обратно железнодорожное сообщение временно заменили на автомобильное.
«В тот день рано утром я благополучно провез своих пассажиров через Арыс. О ЧП узнал позже, в пути. Когда поезд возвращался в Алматы, нам изменили маршрут – мы поехали в объезд через Сексеул и Жезказган. В итоге время в дороге увеличилось на 9 часов. Но, пассажиры с пониманием отнеслись к ситуации. Была девушка, которая очень спешила на свадьбу в Тараз. В Шу ей помогли пересесть на такси, чтобы она успела попасть на той», - вспоминает о событиях 24 июня начальник поезда №29 «Алматы-Атырау» Айдар Жаримбетов.
Из-за возникшей ситуации только в первый день взрывов на вокзале Шымкента скопилось больше 10 тысяч человек. Все они вынуждены были прервать свой путь, а ведь каждый куда-то спешил — домой, к близким, по важным делам. На вокзале негде было упасть яблоку — так много людей здесь директор Шымкентского отделения магистральной сети Марат Оналов не видел никогда. Но растерянности не было, нужно было проявить о людях заботу, и правильно организовать для них помощь и условия.
«Здание вокзала, перрон, все было заполнено людьми – плакали дети, мучились старики. Мы постарались оперативно обеспечить людей питьевой водой, горячим чаем, питанием, бесплатно предоставили санитарные комнаты, комнаты отдыха, матери и ребенка», - рассказывает директор Шымкентского отделения магистральной сети Марат Оналов.
Такая же работа была оперативно организована на вокзалах Туркестана, Тюлькубаса, Сарыагаша.
Капитан покидает корабль последним
Так вышло, что в дни ЧС станцию Арыс возглавлял Эдуард Дербисов - начальник находился в отпуске. За 5 дней он ни на миг не оставил свое рабочее место - даже во время эвакуации. Все это время он руководил станцией и в критической ситуации ему лично пришлось принимать важные решения. В тот момент времени отчитываться и советоваться не было. Нужно было действовать быстро. Так, в первые минуты взрывов именно Дербисов дал команду не подводить поезда к Арысу.
«Реагировать нужно было моментально. Были риски взрыва вагонов с опасным грузом, вроде бензина и серной кислоты, схода с рельс подвижного состава. Это чудо, что всего этого удалось избежать. Правда, огонь все-таки подобрался к железной дороге - после падения снаряда загорелся сухостой, и огонь перекинулся на платформу с контейнером. Хорошо, что внутри было железное оборудование, не горючее. Возгорание ликвидировали, а вагон расцепили, чтобы огонь не перекинулся на другие», - делится подробностями железнодорожник.
К слову, он – единственный, через кого в те дни руководители различного уровня получали информацию о ситуации на станции. Отправив своих людей в бомбоубежище, где не ловила сеть, он выбегал на улицу, чтобы отвечать на непрерывные звонки и докладывать об обстановке. А ведь в это время где-то совсем поблизости взрывались снаряды.
Эдуард Дербисов не считает себя героем. «Капитан последним оставляет корабль, нельзя было уходить!», - заключает он.
Спасти и сохранить
В городе уже вовсю шла эвакуция, но сотрудники службы СЦБ все еще продолжали работать, пытаясь спасти оборудование. Перед тем, как покинуть опасную зону, им нужно было отключить в зоне ЧС фидеры, дизель-генератор, аккумуляторы. Вся аппаратура СЦБ могла пострадать от короткого замыкания, этого допустить было нельзя.
“Когда уже снаряды взрывались, старшие механики Мамбеталиев и Ходжаев еще между путями ходили, проверяли оборудование. До того переживали за свою работу. Пришлось приказать, чтобы быстро вышли из этой зоны. Мне дорога жизнь моих работников. А устройства восстановим», - говорит начальник Арысской дистанции сигнализации и связи Каипжан Жаулыбаев. Его служба отвечает за автоматизацию и регулировку движения поездов.
Он также, как и все остальные в те дни спасал и восстанавливал железную дорогу, обследовал на наличие повреждений и осколков каждый контакт, рельсы, шпалы, провода, опоры, кабельное реле.
“Нашу работу можно сравнить с работой нейрохирургов. Только в организме капилляры, а у нас провода и кабели. Прежде, чем запускать систему, полностью проверили все досконально, чтобы в нормальном режиме работало все устройство. Больших повреждений, к счастью, не обнаружили. Но контрольная проверка должна быть. Целое хозяйство, протяженность большая. И мы заново запустили электрическую сигнализацию», - рассказывает Каипжан Жаулыбаев.
Как показали те страшные события июня в Арысе, среди железнодорожников много по-настоящему преданных делу людей. Так, к примеру, они без каких-либо приказов, в числе первых возвращались в еще оцепленный город, чтобы поскорее восстановить ЖД движение.
Возвратить дорогу к жизни
Взрывы значительно повредили железную дорогу – местами рельсы разорвало, а шпалы оказались разрушены. Все это предстояло устранить бригаде путейцев под руководством Марата Оналова. Им помогали монтеры пути и дорожные мастера с соседних раздельных пунктов. В нескольких местах были обнаружены неразорвавшиеся снаряды, пришлось вызывать саперов. Но уже через два часа после начала работ был открыт четный путь. А в ночь с 26 по 27 июня по станции Арыс прошли 23 поезда.
В то же время электрики под руководством начальника Шымкентской дистанции электроснабжения Рауана Сулейменова трудились над восстановлением питания, которое погасили утром 24 июня в момент ЧС.
К счастью, взрывы не нанесли существенного ущерба оборудованию, за которое так отчаянно переживали железнодорожники.
«Обрадовало, что в целости было самое дорогостоящее, причем, не в деньгах, а в его значимости, важное оборудование на тяговой подстанции станции Арыс. Лишь один снаряд попал, и то в кабельный канал. Оборудование и трансформаторы были целы. При повреждении пришлось бы работать в аварийном режиме», - делится Рауан Сулейменов.
Всего по контактной сети было 25 обнаружено обрывов. Все это сразу же начали восстанавливать, а на третий день тяговую подстанцию, которая питает узел Арыс, включили.
Сегодня железная дорога восстановлена в полном объеме и станция Арыс работает в штатном режиме. И за всем этим – люди, профессионалы, железнодорожники с большой буквы. Каждый из них сделал все, чтобы движение не останавливалось, пассажиры были в безопасности, а груз – в сохранности.
NUR.KZ запускает спецпроект, приуроченный к Дню работников транспорта. О самых ярких представителях профессии железнородорожника, их работе и трудовых буднях читайте здесь.
Автор: Ирина Бектиярова
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/emergency/1808540-geroi-v-licah-kak-zeleznodorozniki-arysi-spasali-stanciu-vo-vrema-vzryvov/
В случае, если ваш никнейм не соответствует требованиям правил, пожалуйста, измените его до 4 октября. В противном случае, он будет заменен автоматически.