KZ

Почему частным клиникам выгодно участие в ОСМС

Внедрение обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) открывает большие возможности не только для населения, но и для бизнеса.

Почему частным клиникам выгодно участие в ОСМС

Частные клиники смогут оказывать медицинские услуги как в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), так и в рамках ОСМС. И то, и другое для частного сектора – дополнительный источник финансирования. Елжан Биртанов, министр здравоохранения РК, в интервью NUR.KZ рассказал, о том, чем привлекательно для бизнеса участие именно в системе ОСМС, вырастут ли при этом финансирование и тарифы на обслуживание, и о том, в каких медицинских услугах рынок сегодня испытывает особенную потребность.

- Елжан Амантаевич, ключевой вопрос: почему бизнесу должно быть интересно участвовать в системе медстрахования?

- Кроме того, что это еще один источник финансирования для частных клиник, это еще и возможность сформировать стабильный поток пациентов. Ведь, если человек обслуживается в частной клинике по медстраховке, его устраивает уровень качества, сервиса и оснащенности, то он обратится сюда и за платными услугами. К тому же, участие в обслуживании населения в рамках пакетов ГОБМП и ОСМС дает возможность частному сектору постоянно совершенствоваться, чтобы соответствовать всем требованиям: будь то оснащение, кадровое обеспечение или уровень подготовки специалистов.

- Чего сегодня не хватает на рынке медицинских услуг? В каких нишах услуги частных клиник особенно востребованы?

- Одно из ключевых направлений – первичная медико-санитарная помощь, то есть поликлиники. По самым минимальным подсчетам, только в 2019 году нужно открыть 762 новых участка в 334 медицинских организациях. Это позволило бы снизить нагрузку на врачей, сократить очереди, и сделать поликлинические услуги по-настоящему доступными. Сейчас нагрузка на одного врача составляет 1789 человек, но уже к 2025 году стоит задача сократить ее до 1500 человек. Для того, чтобы достичь этого показателя в Казахстане, нужно открыть 125 новых поликлиник и вдвое увеличить количество врачебных амбулаторий – с 1392 до 3020.

Как видите, поликлинические услуги - один из самых перспективных сегментов для медицинского бизнеса в ближайшие годы. И бизнес это тоже понимает, потому и количество частных и новых поставщиков Фонда медицинского страхования растет. Сегодня половина из 1403 поставщиков Фонда - частные клиники, 178 из которых оказывают услуги первичной медико-санитарной помощи.

Вместе с тем, частники могут участвовать в оказании консультативно-диагностической помощи, реабилитации и паллиативной помощи – тем более что финансирование этих секторов будет расти.

Также, заключив договор субподряда с поликлиникой, бизнес может участвовать и в государственном заказе. К примеру, предоставлять такие услуги, как обслуживание у узкого специалиста или диагностика. При этом оплата производится уже по фактически оказанной услуге.

- Сегодня половина поставщиков медицинских услуг – частные медорганизации. Несмотря на это, доля средств, размещенных у частников, составляет всего 16% от общего бюджета. Почему?

- На это влияют несколько факторов. Во-первых - возможности частных клиник. Ведь в основном услуги, которые они предлагают – простые и недорогостоящие. Это, например, частные многопрофильные медицинские центры, оказывающие услуги только в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара. Отсюда и диспропорция, ведь получается, что большая часть медуслуг остается у крупных медорганизаций: многопрофильных больниц, поставщиков амбулаторных услуг, поликлиник, которые имеют стационары и койко-места, укомплектованных всей необходимой техникой и помещениями.

Но есть и такие сектора, в которых, наоборот, доля финансирования частников намного выше, чем у государственных медучреждений. К примеру, услуги гемодиализа. Сегодня доля частных клиник по оказанию этой услуги составляет 85%. Общая сумма заключенных контрактов -18,4 млн тенге, а это 91% от общей суммы договоров.

Вторая причина – готовность самих частных клиник работать и обслуживать население. Хотя, как показывает статистика, бизнес все охотнее идет на сотрудничество: только в 2019 году количество частников по сравнению с 2018 годом увеличилось на 57 медорганизаций.

- Сегодня представителей частного сектора особенно волнует вопрос тарифообразования. По их мнению, некоторые из тарифов не предусматривают те же амортизационные расходы, коммунальные услуги, закуп оборудования. Как решается этот вопрос?

- С начала этого года мы уже повысили некоторые тарифы для развития поликлинических услуг. В основном они были направлены на повышение зарплат врачам и медицинскому персоналу. К концу года планируется еще одна волна роста.

В целом, Фонд социального медицинского страхования активно работает над совершенствованием тарифов, вносит предложения по их повышению и выравниванию по регионам. Меняется и методика их расчета. Так, уже с 2021 года затраты на амортизацию будут учитываться.

Еще одним серьезным изменением, которое удалось добиться Фонду, стало выравнивание тарифов. Это дает возможность обеспечить равный доступ и одинаковое качество услуг во всех регионах страны. Так, к примеру, раньше тарифы на услуги той же специализированной помощи финансировались из местного бюджета, с учетом его возможностей. В итоге мы видели существенную разницу по тарифам в разных регионах на одни и те же услуги.

Так, к примеру, если в 2018 году в Актюбинской области тариф на лечение 1-го онкологического больного составлял 4,1 тыс.тенге в месяц, то в городе Нур-Султан - 12,5 тыс. тенге.

В 2019 году эту разницу удалось сократить до 2,6 раза, но работа в этом направлении в этом направлении будет продолжаться.

Мы ожидаем, что выравнивание тарифов не только повысит доступность и качество медицинских услуг, но и позволит привлечь больше частных поставщиков как для предоставления ГОБМП, так и для оказания услуг в рамках ОСМС.

- Может ли частный сектор быть уверен в прозрачности процедур?

- Для того, чтобы все процедуры по выбору поставщиков были максимально прозрачными, Фонд взял курс на цифровизацию. Сегодня ведется разработка специальной информационной системы, которая позволит осуществлять планирование, закуп и контроль качества медицинских услуг в режиме онлайн. Уже в конце этого года ФСМС планирует перейти к цифровому формату закупа медицинских услуг в системе «Электронные госзакупки». Также, онлайн, в текущем году можно будет выбирать поставщиков.

- Что при этом будет представлять из себя процедура электронных закупок?

- Видение такое: частная клиника, то есть поставщик медуслуг через портал государственных закупок подает заявку на участие в конкурсе. Его регистрируют в базе поставщиков. Весь процесс отбора претендентов будет проходить на портале госзакупок. Результаты закупа медуслуг для поставщиков будут открыты.

Все это упростит процедуры закупа как для Фонда, так и для медорганизаций. И самое главное - повысит прозрачность и снизит коррупционные риски, потому что контакт между потенциальным поставщиком и конкурсной комиссией полностью исключен. Стоит ли говорить о том, электронные закупки исключают и бумажную волокиту, на которую раньше приходилось тратить много времени.

- Со следующего года расходы на медицинскую помощь по сравнению с текущим ощутимо вырастут. На что будут направлены деньги в первую очередь?

- В запланированном проекте бюджета на 2020-2022 годы, расходы на медицинскую помощь в 2020 году составят 1 трлн 620 млрд тенге. Это выше уровня 2019 года уже на 67%. Из этих средств на услуги пакета гарантированной бесплатной помощи приходится свыше 967 млрд. тенге, а на услуги в рамках страхового пакета – более 652 млрд.

В первую очередь деньги будут направлены на развитие поликлиник, то есть услуги первичной медико-санитарной помощи, где объемы финансирования вырастут почти на 50%. Также на 30%, вырастут расходы на подушевые нормативы амбулаторно-поликлинической помощи и на 24% - расходы на вызовы скорой помощи. Что такое подушевой норматив? Это деньги, выделяемые на каждого прикрепленного к поликлинике пациента вне зависимости от того, как часто он обращается за помощью и какой объем помощи в денежном выражении ему оказывают.

В 5 раз увеличится финансирование консультативно-диагностических услуг. На четверть вырастут расходы на стационарную и стационарозамещающую помощь, включая высокотехнологичные медицинские услуги, в 2,5 раза - на реабилитацию и восстановительное лечение для застрахованных.

- Как все это вкупе отразится на конечном получателе медицинских услуг – населении?

Рост объемов финансирования – это не просто возможность закупать больше услуг, это запуск целой цепочки дальнейших преобразований в системе здравоохранения. Во-первых, это позволит повысить тарифы, а высокие тарифы позволят привлечь к участию в системе больше частных клиник. У бизнеса появится стимул открывать еще больше новых клиник, а, если будет больше клиник, то будет и больше конкуренции между ними за пациента. В свою очередь, конкуренция благоприятно отразится на качестве медицинских услуг.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/1800850-pocemu-castnym-klinikam-vygodno-ucastie-v-osms/