Top.Mail.Ru
Здоровье

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Коронавирус или коронакризис: глава ФСМС ответил на вопросы Бейбита Алибекова

Опубликовано:

На прошлой неделе известный блогер Бейбит Алибеков пригласил к себе на программу «ALIBEKOVKZ» председателя правления Фонда социального медицинского страхования Айбатыра Жумагулова.

Коронавирус или коронакризис? – глава фсмс ответил на вопросы бейбита алибекова
Фото: НАО "ФСМС": Facebook

В интервью глава ФСМС рассказал, как расходуются взносы и отчисления казахстанцев на страхование, что дает внедрение системы ОСМС и как изменится отечественное здравоохранение в ближайшие годы. Наша редакция предлагает тезисы из этого интервью с ответами на вопросы, которые сегодня вызывают наибольший интерес общественности.

Как тратятся накопленные за ОСМС деньги казахстанцев?

Многие не знают, как происходит расходование поступающих на ОСМС взносов и отчислений, неверно полагая, что средства хранятся в Фонде.

«Эта тема волнует всех, поэтому я только рад этому вопросу. Прежде чем ответить, я хотел бы объяснить вашим слушателям о механизме финансировании. Деньги наших граждан (те самые 3% в общем от работодателя и работника) поступают на счет в Национальном банке, где они копятся. И эти средства могут быть направлены только на оплату оказанных медицинских услуг. Мы скорее как операторы. Выясняем, оказана ли эта услуга, в каком объеме и сколько она стоит», – ответил глава ФСМС.

Как объяснил Айбатыр Жумагулов, медицинская организация предъявляет счет фонду. Затем Фонд в свою очередь проверяет, насколько качественно и в каком объеме были оказаны медицинские услуги. С учетом этого фонд направляет в Нацбанк письмо-требование с информацией о том, сколько нужно денег направить в ту или иную медорганизацию. Таким образом, средства из Нацбанка переводятся сразу поставщику медицинских услуг, минуя Фонд.

Сколько денег из накоплений уходят на административные расходы?

Возникают в обществе вопросы касательно трат на содержание Фонда. Однако эти расходы строго регламентируются. Ставка комиссионного вознаграждения по основной деятельности устанавливается Постановлением Правительства ежегодно. На 2020 год она установлена в размере 1,47% всех поступлений, которые направляются на административные расходы фонда.

Информационно-разъяснительная работа: дойти до каждого гражданина

Одной из задач, стоящих перед фондом, является разъяснение казахстанцам особенностей системы ОСМС. Для того, чтобы люди знали, на какую помощь могут рассчитывать, где получить те или иные услуги и как в целом построен алгоритм работы, необходимы разъяснительные материалы, беседы, встречи, отчеты.

«Только в прошлом году нами проведено около сотни тысяч встреч – с трудовыми коллективами, населением и медицинскими организациями. Медики – основной источник информации, именно они будут разъяснять нюансы своим пациентам. И эта работа должна сопровождаться определенными раздаточными, видеоматериалами. Так как мы некоммерческая организация и позволить себе крупные расходы не можем, приходится кое-где выходить из ситуации собственными силами, порой просить акимат, чтобы нам помогли», – поделился особенностями работы глава фонда.

О снижении карманных расходов казахстанцев на медуслуги

Мы привыкли, что многие виды медицинской помощи получаем платно, хотя в норме, как выяснилось, должны быть иначе.

«На сегодняшний день порядка 40% медицинских услуг оплачиваются за счет так называемых карманных расходов граждан. К примеру, вы привыкли платить за прием узкого специалиста. А наша задача – сделать эти платежи на медицинские услуги за счет фонда. Главная цель – сократить уровень карманных расходов населения.

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения частные расходы должны составлять порядка 20% в год. Когда они выше, это негативно отражается на социальном благополучии граждан. И наша цель – к 2025 году мы должны снизить долю частных расходов с 40% до 26%. Это прописано в Государственной программе развития здравоохранения», – сказал Айбатыр Жумагулов.

За 11 млн казахстанцев взносы на ОСМС платит государство

Особенность казахстанской модели системы обязательного медицинского страхования в том, что она является социально ориентированной. Определены 15 категорий социально уязвимых категорий населения, застрахованных за счет государства.

Кроме того, был продлен льготный период до конца первого полугодия ввиду экономических сложностей, с которыми столкнулось население.

«До 1 июля все казахстанцы считаются застрахованными. При этом почти за 11 млн граждан из 15 льготных категорий взносы платит государство», – добавил глава ФСМС.

Таким образом, за счет государства страхованием обеспечены почти 11 млн граждан.

Защита прав пациента

Как известно, Фонд позиционирует себя как защитник прав пациентов. И в этой связи проводится работа на основании обратной связи с населением.

«При обращении в медицинскую организацию вам оказывают ту или иную услугу в рамках пакетов гарантированного объема бесплатной медпомощи или обязательного социального медицинского страхования – это ваше право. Раз мы имеем с данным поставщиком договор, то он должен оказать ее вам бесплатно, и за нее платим в итоге мы. Если кому-то услуга не предоставляется, то можно обратиться к нам в контакт-центр по номеру 1406 или через мобильное приложение Qoldau 24/7. Мы берем обращение на контроль. Защита прав пациента – это одна из задач, которую фонд взял на себя», – пояснил руководитель фонда.

Он отметил, что ФСМС проводит мониторинг качества оказываемых медорганизациями услуг, проверяя на соответствие протоколам лечения и другим требованиям. При выявлении фактов некачественного обслуживания фонд не оплачивает услугу и может применять штрафы к поставщикам.

«Доступность, финансирование, конкуренция, повышение сервиса и качества, защита прав пациентов – причем не только контроль качества обслуживания, но и обратная связь через взаимопонимание. Все-таки должно быть сближение между врачами и пациентами. Врач должен понимать, что обслуживаемый пациент – это его материальное благо. А пациент с другой стороны должен понимать, что стоящий перед ним человек – его помощь.

Систему обязательного социального медицинского страхования мы будем реализовывать, несмотря ни на что. У нас две основные задачи – защита прав пациентов и снижение карманных расходов граждан. Систему защиты прав пациентов мы будем совершенствовать. Это задача, в том числе и моя, как руководителя. Мы будем платить за качество услуг и развивать конкуренцию. А также работать в части снижения карманных расходов», – подчеркнул глава фонда.

Прогнозы о финансировании здравоохранения

В завершение интервью председатель правления ФСМС поделился видением, как изменится система через несколько лет.

«По поручению Президента страны поставлена задача увеличить уровень финансирования здравоохранения к 2025 году до 5% от ВВП Если вспомнить социально-экономический прогноз, то к 2025 году ВВП составит порядка 100 трлн тенге, то есть 5% - это 5 трлн тенге. Финансирование увеличится. Если на медицинский рынок придется определенное количество финансирования, это даст качество услуг, повышение заработных плат врачей в 2,5 раза, а значит сохранение высококвалифицированных кадров в стране», – заключил Айбатыр Жумагулов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/coronavirus/1861244-koronavirus-ili-koronakrizis-glava-fsms-otvetil-na-voprosy-bejbita-alibekova/

pixel