KZ

Без обид: как реагировать на критику?

Девушка вытянула ладонь и возмущена
Иллюстративное фото: www.elle.ru

Многие люди очень любят критиковать других, но при этом с трудом выслушивают критику в свой адрес. Ведь она может серьезно ударить по самооценке и вызвать массу болезненных эмоций.

Болезненно реагируете на замечания в свой адрес? Поверните неприятную ситуацию в свою пользу и дайте достойный ответ недовольной стороне.

"Платье тебе не идет", "с ребенком неверно общаешься", "маме следовало бы уделять больше времени", "опаздываешь постоянно" и т.д.

Критика - это чье-то мнение о нас в том или ином вопросе. Это мнение есть почти у всех. Даже у тех, кого о нем не спрашивали.

Одни пропускают критику мимо ушей и сердца, другие довольно болезненно реагируют на замечания. В основном, мы реагируем на то, что не хотим признавать или не видим в себе.

О том, как реагировать на критику, в своем блоге рассказывает психолог Анна Морунова.

"Изучайте себя. Если не работать с темой реагирования на критику, то эти неприятные чувства перейдут в страдание, затем, возможно, в депрессию, невроз и аутоагрессию (аутогрессия - активность, нацеленная на причинение себе вреда в физической и психической сферах - прим.ред.). Вряд ли вам этого хочется", - рассуждает психолог.

Что делать, если вы реагируете на критику болезненно?

Осознать, какая критика перед вами

Если конструктивная, то помнить, что ее суть - что-то исправить или улучшить. Возможно, стоит прислушаться.

Если вы осознали, что критика деструктивна, что это оскорбление и идет из намерения вас задеть, то:

  • дайте себе пару секунд паузы,
  • спокойно скажите о своих чувствах, например, "мне не приятно это слышать",
  • смело задавайте вопросы: "а для чего вы мне это говорите?", "что именно тебе не нравится?", "почему ты думаешь, что мне не стоит это делать?" и и.д.
  • вспомните пункт 2.

Задавая вопросы вы будете иметь лучшее представление о жалобах и причинах недовольства другого.

Часто оказывается, что за критикой скрываются сильные переживания и обида, а само замечание — не конечная цель, и в действительности человека беспокоит нечто иное.

Понять, что все люди разные

Вы другие - он другой (эта формула - ключ к эмоциональной стабильности). Ваш критик по-другому мыслит, видит, реагирует.

Может в нем недостаточно любви, эмпатии и навыка высказывать свое мнение по-доброму.

А может, он не находит других способов самоутверждения. Жаль, конечно. Посмотрите на него с верой, что когда-нибудь он станет счастливее и добрее.

Поблагодарить

Либо за то, что человек попытался что-то в вас улучшить, либо за то, что уделил вам внимание, даже если его об этом не просили.

Вы можете как принять, так и не принимать его замечание, ответив: "я об этом подумаю".

Перестать самой критиковать и осуждать людей

Мы сами критикуем, и делаем это из непринятия, сравнения, осуждения. Поэтому мы чувствуем, что и критика в наш адрес не всегда от "доброты душевной".

Изменение себя - лучший путь к изменению отношения к нам и реакций на это.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1902070-bez-obid-kak-reagirovat-na-kritiku/