Семья

Какая самая большая планета Солнечной системы и что о ней известно

Космический аппарат на орбите
Космический аппарат на фоне Юпитера: Pixabay

Планета-гигант носит имя древнеримского верховного божества. В древние времена еще не знали, насколько эта планета величественна и соответствует ли названию. Теперь о ней известно многое.

Юпитер больше всех планет, вместе взятых

Какая самая большая планета Солнечной системы? Крупнейшая из планет, вращающихся вокруг Солнца, — это Юпитер. Его масса в 2,5 раза больше массы всех планет системы в совокупности, но сам Юпитер в тысячу раз меньше Солнца.

Во сколько раз Юпитер больше Земли? Сайт NASA дает такие показатели Юпитера в сравнении с Землей:

• Если массу Земли принять за единицу, то Юпитер равен 318 таким единицам, то есть больше в 318 раз. Для наглядности их можно представить как баскетбольный мяч и небольшую монетку.
  • По объему в Юпитере поместилась бы 1321 Земля.
  • Экваториальный радиус Юпитера превышает 71 тыс. км, что больше земного в 11 раз.

Сила тяжести на Юпитере превосходит земную в 2,4 раза. Ускорение свободного падения на этой планете равно 24,78 м/сек² (на Земле — 9,8 м/сек ²).

Планеты разной величины
Земля рядом с Юпитером: Wikimedia/NASA

Свет от Солнца идет к Юпитеру 43 минуты

Между Юпитером и Солнцем находятся 4 небольшие планеты земной группы, его орбита занимает пятое место в системе. Расстояние от Солнца до Юпитера — 778 млн км, или 5,2 астрономических единицы (астрономическая единица равна расстоянию от Солнца до Земли). Сайт NASA отмечает, что свет от Солнца идет к Юпитеру 43 минуты.

Как все планеты, Юпитер вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Энциклопедия Britannica утверждает, что это самая быстрая планета в системе: сутки (период обращения вокруг себя) там равны 9 часам 56 минутам. Один оборот вокруг Солнца планета делает за почти 12 земных лет.

У Юпитера около сотни спутников

Юпитер похож на небольшую Солнечную систему: вокруг него вращается 95 известных спутников, возможно, их больше. Самые большие из них были открыты Галилео Галилеем в 1610 году. Их называют галилеевыми спутниками:

• Ганимед — самый большой спутник планеты во всей Солнечной системе, его размеры превышают планету Меркурий.
  • Каллисто.
  • Европа.
  • Ио.

Спутникам даны имена мифических персонажей, связанных с Юпитером. Все они вращаются синхронно, всегда обращены к планете одной стороной. Это следствие влияния приливных сил Юпитера.

Юпитер не имеет твердой поверхности

Юпитер — это газовая планета-гигант. Она состоит на 86% из водорода, около 14% из гелия и небольшого количества других химических веществ. Предполагают, что он образовался из газов, оставшихся от формирования Солнца. Это неудавшаяся звезда: если бы планета была массивнее во время своего развития, она стала бы звездой сама по себе.

Гигант не имеет твердой поверхности, но он не подобен облаку, у него 3-слойная структура:

• Атмосфера состоит из водорода, гелия и аммиака. Это прозрачный слой толщиной до 21 тыс. км. Верхний слой имеет температуру –145 °С.
  • Под атмосферой находится жидкий водородный океан. Это уже не прозрачный слой толщиной от 30 до 50 тыс. км.
  • В центре располагает твердое ядро диаметром около 20 тыс. км.

Четких границ между слоями нет. Газ постепенно переходит в жидкость под влиянием растущего давления и высокой температуры. К центру Юпитера температура достигает 30 000 °С.

Схематическое изображение структуры Юпитера
Схематическое изображение структуры Юпитера: Wikimedia/Kelvinsong

Скорость ветра на Юпитере достигает 600 км/час

Как выглядит Юпитер? Атмосфера Юпитера внешне состоит из полос. Эти потоки возникают от идущего из центра тепла и быстрого вращения самой планеты, от чего возникает ветер до 600 км/час.

Массы газов при этом вытягиваются вдоль параллелей, создавая широтные течения. Причем соседние зоны движутся в противоположных направлениях, создавая сильную турбулентность на границах. По этой причине вся видимая поверхность Юпитера делится на светлые и затемненные полосы, параллельные экватору. Белые облака в светлых зонах состоят из кристаллов замороженного аммиака, а в темных поясах встречаются более темные облака, состоящие из других химических веществ.

На Юпитере есть зона шторма, бушующего сотни лет

В южной зоне планеты еще в XVII веке было обнаружено Большое красное пятно, размеры которого меняются. Сейчас оно занимает площадь 15 000×30 000 км (диаметр Земли для сравнения — 12 700 км), но еще 100 лет назад оно было в 2 раза больше.

Пятно представляет собой закрученный вихрь — антициклон, который вращается против часовой стрелки. Этот вихрь способен поглотить Землю дважды. Это уникальный долгоживущий ураган. Возник он в результате взаимодействия нисходящих потоков и вертикальной циркуляции атмосферных масс. Скорость вращения этих потоков достигает 360 км/час.

Красный цвет этого пятна до сих пор представляет загадку. Возможно, в нем присутствуют химические соединения фосфора.

Полосы и пятно на Юпитере
Большое красное пятно на Юпитере: Wikimedia/NASA

Человек может прожить вблизи Юпитера 0,03 секунды

Юпитер имеет мощные радиационные пояса, которые обнаружили в середине ХХ века. Межпланетный аппарат НАСА «Галилео», который был запущен для изучения планеты, получил дозу радиации в 25 раз превышающую смертельную для человека. Ближе к планете она превышает смертельную в тысячу раз.

Радиация наряду с другими неблагоприятными факторами (температура, состав атмосферы, отсутствие твердой поверхности) делают невозможным существование живых организмов на этой планете. Так, если бы человек спускался к Юпитеру, то, приблизившись, прожил бы всего 0,03 сек.

На Юпитере постоянны полярные сияния

У Юпитера значительно более сильное магнитное поле: оно в 16–54 раза превышает магнитное поле Земли. Магнитосфера Юпитера расширяется на расстояние от 1 до 3 млн км по направлению к Солнцу и сужается до хвоста, который простирается более чем на 1 млрд км позади планеты.

Магнитное поле проявляет себя полярными сияниями. Если на Земле северное сияние возникает в периоды солнечной активности, то на Юпитере они постоянны. Это яркое устойчивое свечение вокруг обоих полюсов. Среди всех планет Солнечной системы оно самое сильное.

Северное сияние на Юпитере
Северное сияние на Юпитере: Rawpixel

Юпитер удивляет землян своими параметрами и характеристиками. Но человечество стремится узнать о нем больше, вопреки всем опасностям.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/2042248-kakaya-samaya-bolshaya-planeta-solnechnoy-sistemy-i-chto-o-ney-izvestno/