KZ

«Человек в футляре»: краткое содержание и анализ

Мультфильм «Человек в футляре»
Кадр из мультфильма «Человек в футляре»: YouTube / Ukranima

Яркий пример остросоциальной прозы, где рассматривается судьба «маленького человека», — «Человек в футляре». Краткое содержание произведения поможет проникнуть в драму индивидуальности. Насколько безопасно жить в придуманном мире без эмоций? И почему людям свойственно избегать потока чувств? Ответы на эти вопросы дал Антон Чехов.

«Человек в футляре»: краткое содержание

Рассказ «Человек в футляре», краткое содержание которого знакомо каждому, поднимает ряд волнующих вопросов, которые не теряют своей актуальности и для наших современников. По сути, Антон Павлович Чехов лаконично описал непростое социальное явление «футляризма», которому свойственны замкнутость, зацикленность на устаревших догмах и мнимое ощущение безопасности.

Рассмотрим рассказ «Человек в футляре» кратко:

Экспозиция

Экспозиция рассказа «Человек в футляре» короткая и фрагментарная. Автор красочно рисует унылую обстановку сарая старосты Прокофия, стоявшего на самом краю деревни Мироносицкое. Именно в этом месте остановились двое путников, запоздалых охотников, возвращающихся с добычей. Ими были:

  • ветеринарный доктор Иван Иванович Чимша-Гималайский;
  • учитель городской гимназии Буркин.

Теплая обстановка сарая, приглушенный свет и усталость путников сподвигла мужчин на разговор об одиноких людях. Речь Буркина все больше персонализировалась и со временем обогатилась реальными примерами.

«Человек в футляре» Антона Чехова
Иллюстрация Ники Харгияновой к произведению «Человек в футляре»: YouTube / Nika Nova

Завязка

В контексте философских задушевных размышлений друзей Буркин вспомнил о Мавре — жене старосты, у которого путники остановились на ночлег. Мавра:

  • имела высокий рост, крупное телосложение;
  • была здоровой и ладной;
  • имела ограниченный кругозор и никогда не выезжала из деревни.

В последнее время Мавра и вовсе перестала выходить из избы, просиживая весь день за печью и выбираясь на свежий воздух исключительно, когда смеркалось.

Развитие сюжета

Полностью углубившись в воспоминания, Буркин вспоминает о забавном персонаже Беликове, образ которого подробно описан в развитии сюжета рассказа «Человек в футляре». Герои постепенно восстанавливают детали его жизни. Буркин работал с ним в гимназии, поэтому знает массу подробностей.

Его коллега Беликов обожал спокойное времяпрепровождение и свой особенный, тихий ритм жизни. Для него было важно не отступать от собственных правил и придерживаться порядка, а все новое для персонажа становилось причиной стресса и беспокойства. Открытие театра или чайной студии герой характеризовал лишь одной фразой: «Это все хорошо, но как бы чего не вышло».

Но тут рассказ «Человек в футляре» приобретает неожиданный поворот — на горизонте появляется призрачная возможность женитьбы. Избранницей педанта стала Варенька, милая девушка-преподаватель, которая переехала в город вместе со своим братом Михаилом Саввичем Коваленок. Все тут же заприметили, что бойкая девушка оказывает знаки внимания Беликову и нашептали ему, что было бы неплохо наконец устроить свою личную жизнь.

Конечно же, это сильно выбило из колеи главного героя, поскольку ситуация для него была волнующая и непривычная. Но Беликов отважился и все больше проводил времени с семьей Коваленок. Брат Вареньки эти отношения не одобрял, но и не мешал возлюбленным строить личное счастье.

Кульминация

Ярко выраженной кульминации в произведении нет, но читатель все равно может наблюдать один эмоционально напряженный момент, от которого пострадал Беликов. «Человек в футляре» продолжается рассказом об одной провокационной ситуации, которая напрочь выбила из колеи главного героя.

Скульптура «Человеку в футляре»
Скульптурная композиция Давида Бегалова «Человек в футляре»: Instagram / Shateni_

Один из гимназистов нарисовал карикатуру на влюбленных преподавателей. Рисунок быстро разошелся между учительским составом и оказался в городской канцелярии. У Беликова событие вызвало шок и смущение. Общественные пересуды привели его к болезни, Беликов впервые пропустил работу.

Беликов считал Вареньку недостойной и распущенной особой, ведь она позволяла себе кататься на велосипеде. В мозгу педанта подобные вещи были несовместимы с благочестием. Решив прояснить этот момент с Михаилом Саввичем, Беликов попал на ответную агрессию — его спустили с лестницы. Вскоре учитель умер и, наверное, только после смерти обрел вожделенный покой и стабильность.

Развязка

В финале рассказа «Человек в футляре» Чехов приводит философские размышления Ивана Ивановича Чимши-Гималайского на тему одиночества, замкнутости и иллюзии стабильности. Вопрос «футляризма» поднимается и в контексте жизни социума, если учитывать реалии того времени.

«Человек в футляре»: анализ произведения

Теперь знаете, кто написал «Человек в футляре» и какую цель при этом преследовал Антон Павлович Чехов. Он создал остросоциальный рассказ на злобу дня, а вопросы, заданные в произведении, не теряют актуальности. Поможет понять художественные особенности рассказа «Человек в футляре» анализ:

История создания

История создания «Человек в футляре» непримечательна, но это ни в коей мере не преуменьшает значение произведения. «Человек в футляре» — часть известной «Маленькой трилогии» автора. Антон Павлович Чехов уже знал о своем смертельном заболевании (туберкулезе) и стремился оперативно закончить книгу.

Он написал рассказ в 1889 году и в том же году опубликовал его в журнале. Талант Чехова как тонкого психолога в полной мере выражен в произведении. Рассказ понравился многим читателям и критикам, стал примером психологической прозы.

Тема и конфликт

Рассказ «Человек в футляре» наполнен деталями описания жизни главных героев. Автор поступил таким образом, чтобы читатель мог создать четкий психологический портрет каждого из действующих лиц. В произведении поднимается сразу две важных темы:

  • «маленького человека»;
  • «футляризма».

Они нашли отражение при раскрытии проблематики «Человека в футляре»:

  1. Конфликт замкнутого человека и общества. Нужно помнить, что люди — существа социальные, для полноты жизни им нужно пребывать на виду, иметь друзей и недругов, влюбляться и расставаться. Специально ограничивая себя, человек становится равнодушным, апатичным и скучным.
  2. Конфликт проактивной и пассивной жизненной позиции воплощены в образах Михаила Саввича Коваленок и Беликова. Оптимизм, отвага и смелость в выражении мыслей и чувств сталкивается с замкнутостью и страхом осуждения. В итоге Беликов проигрывает битву, попадая в футляр, который навсегда скроет его от посторонних глаз.
Композиция «Человека в футляре»
Кульминация «Человека в футляре»: YouTube / MyBook

Особенности композиции и жанр

«Человек в футляре» — яркий пример рассказа в рассказе, поскольку он является частью знаменитой «Маленькой трилогии». Этому определению также способствуют некоторые признаки:

  • лаконичность изложения;
  • динамичность сюжета;
  • отсутствие четкой кульминации (акцент на психологическом состоянии героя);
  • главный герой лишь один, ему и посвящено повествование.

Композиционно рассказ состоит из небольших смысловых эпизодов, которые делают изложение логичным и поступательным, все больше и больше завлекая читателя и погружая его в конкретную проблему.

Характеристика главных героев

Для лучшего понимания идеи произведения следует более детально охарактеризовать главных героев:

Беликов

Беликов — удивительно скучный человек:

  • даже в хорошую, солнечную погоду мужчина не выходил на улицу без резиновых сапог, зонта и пальто на вате;
  • он работал преподавателем греческого «мертвого» языка, изо дня в день покорно спешил в гимназию;
  • каждая вещь педантичного мужчины была на своем месте, имела свой футляр. Казалось, что даже лицо Беликов «упаковывал» под маску равнодушия.
Экранизация мультфильма «Человек в футляре»
Мультфильм «Человек в футляре» по мотивам произведения Чехова: YouTube / InternetUrok

Михаил Саввич Коваленок

Коллега Беликова, преподаватель географии в гимназии, Михаил Саввич:

  • полный антипод Беликова, проактивный и смелый человек;
  • подвижный, катается на велосипеде;
  • любознательный и ироничный;
  • открытый, не боится осуждения, обладает внутренней силой.

Варвара Саввишна Коваленок

Она преподаватель гимназии:

  • красивая 30-летняя девушка;
  • очаровательно поет и ведет активную жизнь;
  • не боится осуждения, жизнерадостная хохотушка.

Скучное и унылое существование Беликова служит гиперболой бессмысленной замкнутой жизни в футляре. Важно быть готовым к неожиданным поворотам судьбы, принимая все изменения и метаморфозы как данность.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1881158-celovek-v-futlare-kratkoe-soderzanie-i-analiz/