KZ

Почему Плутон не планета: пояснение, интересные факты

Плутон
Плутон: Pixabay

Плутон — карликовая планета, которая полноценной планетой с 2006 года не считается. У нее больше общего с астероидами, нежели с Землей, Марсом, Меркурием или Венерой. У Плутона есть спутники, атмосфера, но по космическим меркам он обладает небольшой массой. Ученые обосновали, ссылаясь на характерные признаки, почему Плутон не планета. Об этом расскажем детальнее.

Почему Плутон не планета?

Клайд Томбо открыл карликовую планету 18 февраля 1930 года. Она принадлежит к транснептуновым объектам — небесным телам, которые вращаются по орбите вокруг главной звезды нашей системы. Планета Плутон десятая по массе в системе, если не считать спутники.

Долгие годы карлик считали полноценной планетой, но в 2005 году открыли Эриду. Как и Плутон, она имела свой спутник. До 2015-го новую планету считали больше Плутона. В период с 2004-го по 2005-й нашли еще два объекта — Хаумеа и Макемаке. Их габариты сопоставимы с томбовским карликом.

Все эти открытия заставили ученых задаться вопросом: Плутон — планета или нет? Перед ними стоял выбор — расширить Солнечную систему до 12 планет или пересмотреть критерии, по которым классифицируют такие космические тела.

Генеральная ассамблея Международного астрономического союза провела собрание 24 августа 2006 года. Цель заседания — пересмотреть определение дефиниции «планета». Итог — приняты правила, по которым объекты Солнечной системы официально определяют как планеты. Вот эти условия:

1. Объект должен иметь орбиту вокруг Солнца.
  2. Космическое тело — это не спутник другого объекта.
  3. У объекта должна быть необходимая масса, чтобы было достаточно гравитационной силы для формирования шарообразной формы.
  4. Объект должен обладать достаточной гравитационной силой, чтобы расчищать собственный путь от «мелочи» (астероидов, комет, космического мусора).

Почему Плутон не планета? Потому что он не соответствует последнему пункту из вышеуказанного списка. Масса Плутона составляет приблизительно 1,3×10²² кг. Это очень большое число, но его недостаточно, чтобы карлик имел необходимое гравитационное поле.

Давайте подробнее разберемся в этом. Планеты Солнечной системы, Плутон в которые уже не входит, — это доминирующие объекты на своей орбите. Доминируют они при помощи гравитационного поля. Земля, Юпитер, Марс и другие при контакте с астероидами, спутниками, кометами, мусором поглощают их или выталкивают подальше в космос. Таким образом, космические мелкие объекты двигаются от одной планеты к другой.

Карликовая планета Плутон обладает всего 0,07 от общей массы на своей орбите. Этого не хватает, чтобы расчищать себе путь. Теперь в статусе карликовой планеты не только Плутон, но и Эрида, Макемаке и Хаумеа.

Почему Плутон не планета
Почему Плутон не планета: Nur.kz

Плутон: интересные факты

Теперь знаете, какую планету убрали из списка основных в Солнечной системе. Давайте узнаем интересные факты о Плутоне:

1. В 2015 году на основании полученных данных с АМС «Новые горизонты» ученые установили, что карлик имеет больший диаметр — 2370 км. Это больше, чем у Эриды, но ее масса все равно на 27% больше Плутона.
  2. Землю считают голубой планетой из-за внешнего вида, который открывается из космоса. Плутон обладает красно-коричневым оттенком. Ученые объяснили это так: в атмосфере карликовой планеты метан взаимодействует с определенным видом ультрафиолетового света не только Солнца, но и соседних галактик.
  3. Станция «Новые горизонты», пролетая над Плутоном, сделала снимок большой светлой территории, которая имеет форму сердца. Обнаруженную местность назвали областью Томбо. Как оказалось, это ледяные горы. Самая высокая точка достигает 3400 м.
  4. Плутон обладает атмосферой, полностью состоящей из азота. Ученые провели некоторые исследования, после которых пришли к выводу: азотная атмосфера стремится в космос. Так было миллиарды лет назад на Земле, после чего образовался углекислый газ и водород, а впоследствии — жизнь.
  5. Вокруг Плутона вращается пять спутников: Гидра, Кербер, Стикс, Харон, Никта. У карликовой планеты с Хароном есть особая связь: они всегда повернуты друг к другу одной стороной. Обращение спутника и вращение его планеты ретроградные — противоположные направлению прямого движения.
  6. Средняя температура на карликовой планете — -229 °С. Она по объему в три раза меньше Луны, а площадь составляет 17,7 млн км². Для наглядности сравним с площадью России — 17,1 млн км².
  7. Плутон в Солнечной системе находится в поясе Койпера, являясь самым крупным объектом в нем, но разница с другими объектами не большая. В поясе тысячи других объектов, которые похожи по составу и размеру на карлика. Плутон от Солнца отдаляется максимум на 7,4 млрд км, а приближается — до 4,4 млрд км. Благодаря своему расположению на Плутоне один год равен 249 земным годам, а сутки равны 6387 земным.
  8. Изначально Плутон называли Планетой Х. После его открытия нынешнее название предложила одиннадцатилетняя девочка Венеция Берни — школьница из Оксфорда. Она предложила своему дедушке, который работал в оксфордской библиотеке, назвать открытие в честь древнегреческого бога подземного царства. Дедушка потом рассказал об этом предложении Герберту Тернеру — профессору астрономии. Последний передал интересное предложение коллегам.
  9. Плутон отличается от основных планет не только массой и гравитацией, но и орбитой. Она наклонена на 17,14° относительно Земли, Юпитера, Нептуна, Марса, Венеры и других. Также карлик на некоторое время бывает ближе к Солнцу, нежели Нептун, благодаря вытянутой орбите.

Из статьи узнали, какая планета не считается планетой в Солнечной системе. Ученые выдвинули определенные критерии, которые определили в нашей системе 8 планет, а не 12, как предполагалось ранее. Для Плутона и подобных ему космических объектов придумали альтернативное определение — карликовая планета.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1877893-pocemu-pluton-ne-planeta-poasnenie-interesnye-fakty/