KZ

Что такое кластер в истории

Типы исторических источников
Фото: UGC

Вопрос, что такое кластер, может возникнуть у родителей, которые обучались до того, как одной из ключевых задач школьного образования стало развитие критического мышления. Современные школьники привыкли работать с кластерами, умеют их составлять и анализировать. Особенно на уроках истории, которая, как ни одна другая наука, способствует развитию критического мышления. Расскажем подробнее о кластерах и их применении в обучении истории.

Кластер: что это означает

Кластер — это понятие, пришедшее из английского языка. В буквальном переводе оно означает ‘скопление’ или ‘рой’. Близкими по значению к слову «кластер» считаются:

  • группа;
  • союз;
  • альянс;
  • объединение;
  • ассоциация.

Термин «кластер» используется:

  • в точных науках (математике, химии, информатике);
  • общественно-гуманитарных (социологии, лингвистике, истории);
  • искусстве (музыке) и ряде других отраслей знания.

В педагогике термином «кластер» обозначают один из способов графической организации информации. Его суть состоит в том, что в изучаемой информации определяются смысловые единицы. Они фиксируются как схемы, в которых имеются пояснения по поводу связей. В результате получается наглядное изображение, которое помогает систематизировать, обобщить и излагать изучаемый во время урока материал. Как синонимичные преподаватели используют понятия «карта-схема» или «карта понятий», а также «ассоциограмма».

Что такое кластер в истории
Фото: multiurok.ru: UGC

Кластер — один из методов технологии развития критического мышления. Он формирует у учеников такие навыки:

  • умение грамотно формулировать вопросы;
  • работать с большими объемами информации и выделять в них основное;
  • способность выявлять логические и причинно-следственные связи;
  • умение делать умозаключения;
  • обобщать и делать переход от общего к частному и наоборот;
  • способность проводить параллели и находить аналогии;
  • умение анализировать части информации и сравнивать их между собой.

Освоив правила создания кластеров, ученики способны:

  • объяснить новый материал ясно, четко и доходчиво;
  • способны высказывать свою, отличную от учебника, интерпретацию информации;
  • могут сформировать собственные оценочные суждения и логические выводы из изученного материала;
  • владеют навыками ведения диалога и активного слушания;
  • вырабатывают уважительное отношение к точке зрения, которая отличается от их собственной.

Иными словами, школьники таким образом освоили основы критического мышления.

Применение кластерного метода на уроке имеет ряд преимуществ:

  • учитель может работать с большим объемом материала, не утомляя учащихся;
  • в процесс обучения включены все ученики, и он им интересен;
  • ученики заинтересованы высказывать свою точку зрения;
  • способствует выработке навыков творчески мыслить.
Что такое кластер в истории
Фото: maria-kudryavtseva.ru: UGC

Для успешного применения метода учитель должен соблюдать ряд принципов:

  • Выбрать ту графическую модель, на основе которой будет создан кластер.
  • В центре необходимо поместить ключевой термин, понятие, идею, мысль.
  • Важные смысловые единицы с основным термином должны соединяться прямыми линиями.
  • Возле крупных смысловых единиц располагаются менее значительные, но необходимые для полноценного раскрытия темы.
  • В качестве ключевого понятия могут быть использованы: слово, сочетание слов, факты, даты, образы и так далее.

Кластеры по изучаемой теме могут быть созданы в результате групповой работы. Тогда учитель руководит созданием кластера на классной доске. Ученики могут поработать над созданием кластеров в малых группах и отобразить результаты на отдельных листках. Наконец, каждый ученик может разработать кластер индивидуально в рабочей тетради. Различные элементы кластеров целесообразно выделять разными цветами.

При коллективной работе с кластером записываются абсолютно все ассоциации до тех пор, пока у учеников не закончатся идеи. Лишь после этого вносятся изменения и производится перегруппировка понятий.

Специалисты предлагают учителям, использующим метод, следующий алгоритм:

  • Оценить учебный материал и определить, насколько целесообразно при его изучении составлять кластер.
  • Рассказать ученикам, в чем суть метода, привести собственный пример и попросить их его проанализировать.
  • Предложить классу улучшить приведенный пример.
  • Приступить к созданию нового кластера, помогая на первом этапе выделять смысловые единицы.

Читайте также: Как развить логику у ребенка?

Что такое кластер в истории: примеры, виды

Кластеры на уроках истории могут быть различных видов. Основными из них считаются:

  • Классический кластер.

Классический кластер строится вокруг ключевого понятия или темы. Например, учитель предлагает тему «Греко-персидские войны» и дает задание ученикам выделить слова и словосочетания, которые позволят рассказать об историческом событии.

Что такое кластер в истории
Фото: infourok.ru: UGC
  • Бумажный кластер.

Для составления кластера учитель раздает ученикам карточки, на которых написаны слова или отрывки текста и предлагает ключевое понятие.

Задача учеников — расположить полученные карточки вокруг него, чтобы получилась осмысленная схема. Например, к теме «Освободительная борьба казахского народа против Джунгарской агрессии» ученики должны расположить карточки с текстом по смысловым разделам: этапы, причины, ход, руководители и так далее.

  • Кластер с нумерованными словами.

Отлично подходит для проверки выполнения домашнего задания и на начальном этапе урока, когда необходимо актуализировать знания, которые уже имеются у учеников.

На первом этапе в результате мозгового штурма записываются все слова, которые касаются темы. Например, «Национально-освободительное движение в первой половине XIX века».

На следующем этапе работы учитель предлагает ученикам пронумеровать записанные слова в том порядке, в котором они будут встречаться при изложении темы.

И наконец, на завершающем этапе на основе пронумерованных слов ученики составляют связный рассказ.

  • Кластер с картинками.

Его еще называют арт-кластер. Идея состоит в том, что ученики получают картинки, относящиеся к теме. Их задача — расположить их вокруг ключевого понятия и обосновать, почему та или иная картинка должна находиться именно в этом месте.

Например, к теме «Этнические группы, проживающие в Казахстане» ученики получают картинки с изображениями различных народностей страны и образцами их материальной и духовной культуры.

  • Обратный кластер.

Учитель предлагает ученикам кластер, в котором названы второстепенные понятия. Задача учеников — проанализировать их и вывести основные и ключевое понятие.

Подобный вид работы применяют и при изложении темы, которую ученики должны назвать самостоятельно. Например, в кластере присутствуют понятия «диаспора», «страны СНГ», «историческая родина», «Всемирный курултай казахов». На основе изучения и анализа ученики должны определить, что все они относятся к теме «Казахская диаспора».

  • Групповой кластер.
Что такое кластер в истории
Фото: docplayer.ru: UGC

Учитель называет тему и предлагает ученикам поработать в группах. Каждая из групп создает кластер по одному из разделов темы.

На следующем этапе урока полученные кластеры объединяются в один, чтобы составить схему к изучаемой теме. Например, ученики в группах выделяют ключевые понятия к разделам:

  1. Избирательная система.
  2. Развитие рыночных отношений.
  3. Казахстан и мировое сообщество.
  4. Культура независимого Казахстана.

Из понятий получается наглядная схема к теме «Независимая Республика Казахстан».

Урок истории, построенный по технологии развития критического мышления, традиционно состоит из трех этапов.

На этапе вызова учитель совместно с учениками записывает все ассоциации, которые у них есть по теме. Таким образом стимулируется мотивация к изучению и познавательная деятельность.

На этапе осмысления ученики изучают материал самостоятельно или в группах и дополняют схему, полученную в начале урока.

На этапе рефлексии готовый кластер помогает систематизировать изученный на уроке материал.

Кластер — прекрасный инструмент развития критического мышления и самостоятельности учащихся, который применяется в современной школе.

Читайте также: Как развить память ребенка

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1773379-cto-takoe-klaster-v-istorii/

Автор: Сергей Гузенков
Что такое кластер в истории