KZ

Композиторы Казахстана, играющие на домбре

Артистка играет на домбре
Игра на домбре: Wikimedia

Сотни лет кочевую жизнь казахов сопровождала музыка домбры. Закономерно, что в этой среде появились композиторы Казахстана, создающие кюи — пьесы для этого инструмента. Целую плеяду творцов такой музыки подарил XIX век, продолжают их традиции следующие поколения.

Курмангазы Сагырбайулы

Музыка Курмангазы для казахов стала таким же воплощением народной души, как композиции Баха для немцев или Шопена для поляков. Исследователь симфонических кюев А. Абдинуров видит заслугу Курмангазы в том, что он обогатил народную музыку новыми жанрами и исполнительскими приемами, а содержание пьес — новыми художественными образами.

Родился Курмангазы в 1818 году (по другим данным — в 1823-м) в семье бедняка. В их доме, как и у большинства казахов, была домбра, на которой искусно играла мать мальчика Алка. Увлекся игрой на инструменте и сын, хотя отец не одобрял это занятие.

Маленького Курмангазы впечатляли музыканты, которые время от времени появлялись в ауле. Известный в тех местах кюйши Узак, услышав его игру на домбре, предсказал мальчику большое музыкальное будущее. С 18 лет Курмангазы начинает скитальческую жизнь кюйши.

Первое значительное произведение (кюй «Кишкентай») Курмангазы создал, впечатленный народным восстанием, свидетелем которого был. Произведение стало музыкальным памятником восставшим. В дальнейшем тема тяжелой народной жизни, угнетенности, мечты о свободе, независимости стали постоянными в его творчестве. За них он терпел преследования, тюремные заточения.

Музыкант играет на домбре
Курмангазы Сагырбайулы: YouTube/RAP Shmap

Кюи этого композитора передавали, о чем поет степной ветер, ощущение радости от стремительного бега коня. Произведения о родине, силе казахского народа стали эпохальными. Вершиной творчества музыканта исследователь Е. Огольцова называет кюй «Сары-арка», передающий любовь к бескрайним степным просторам родины. Во многих кюях звучала героическая батырская тематика.

В скитаниях Курмангазы встречался с другими кюйши и культурными деятелями, его высоко ценили в музыкальном мире, многие исполнители включали его произведения в свой репертуар.

Исполнительская школа Курмангазы, отличавшаяся динамизмом и быстрым темпом, была одной из первых в музыкальном мире Казахстана. У него было много учеников, которые стали известными композиторами, например Дина Нурпеисова.

До наших дней дошло 60 кюев Курмангазы, которые звучат в исполнении современных музыкантов. Имя классика носит Алматинская государственная консерватория и многие музыкальные учреждения, творческие коллективы.

Даулеткерей Шигайулы

Композитор-кюйши родился в 1820 году в семье аристократов Букеевской орды. Он рано остался без отца, воспитывался в семье брата — богатого и влиятельного человека в орде. Обучался у муллы, стал образованным юношей. Отличался умением играть на домбре и на других струнных инструментах.

В составе делегации знати в 1855 году был на коронации Александра II. Тогда же получил возможность ознакомиться с оркестровой русской и европейской музыкой на концертах в столице.

Позже на его творчество повлияла встреча с Курмангазы, они много позаимствовали друг у друга. Отец кюев, как называли Курмангазы, взял в свой репертуар произведение Даулеткерея «Булбул».

Е. Нурымбетов отмечает многогранность таланта Даулеткерея:

  1. Кюи бытового жанра («Желдирме», «Ыскырма», «Тарбие») поднимали настроение, захватывали слушателей.
  2. Популярными стали произведения, посвященные прекрасным женским образам: «Акбала кыз», «Кудаша», «Коркем ханым».
  3. Военно-маршевый характер и большую трагедийную силу имели кюи «Кос шек», «Коныр», «Топан» и другие.

Доктор искусствоведения С. Утегалиева отмечает, что эстетические основы школы Даулеткерея привлекают современных исполнителей.

Даулеткерей
Даулеткерей: YouTube/Semih İpek

Таттимбет Казангап-улы

В старинной знатной семье племени Аргын в 1815 году родился мальчик — продолжатель рода. Его отец был высоким чином в царской армии, сына готовили к деятельности бия, отправили учиться у знаменитого судьи. Таттимбет оправдал надежды рода, стал волостным правителем и дипломатом.

Но прославился он как один из основателей центрально-казахстанской музыкальной школы кюев. Она отличалась особым стилем — «шертпе» (шелковистым звуком). Исполнители кюев извлекали его не ударами по струнам домбры, а перебором, щипковыми приемами.

Слава к молодому музыканту пришла сразу после дебютного кюя, посвященного рано умершей девушке-кюйши. В дальнейшем он создавал разные по тематике и направленности произведения:

  • наполненные философскими рассуждениями о жизни и природе;
  • животрепещущими вечными спорами кочевников о земле и водопоях.

Особенностью его кюев был тонкий лиризм, образность, психологизм. Вершиной творчества Таттимбета стал кюй «Сокровенное» о несбывшихся мечтах.

Композитор-кюйши оставил десятки пьес для домбры, которые исполняют современные музыканты, а композиторы включают их в симфонические произведения.

Таттимбет Казангап-улы
Таттимбет Казангап-улы: YouTube/Салтанат Ермекова

Жаяу Муса Байжанов

Расцветом авторского искусства игры на домбре стал XIX век. В рядах народных композиторов был и Жаяу Муса Байжанов. Он родился в 1835 году в бедной семье, но испытал еще и тяготы сиротства, потому что рано потерял мать. Мачеха невзлюбила пасынка, мальчика забрал в свою семью бездетный брат отца. Дядя отдал его мулле на обучение.

С детства Жаяу Муса слушал народных певцов и кюйши. Талантливый юноша играл на многих инструментах — на домбре, кобызе, сырнае и даже на скрипке. В 1850-е годы жил Петропавловске, Омске, где изучал русский язык, посещал концерты. Байжанов дружил с ученым Ш. Уалихановым, А. Кунанбаевым и другими казахскими культурными деятелями.

Юноша активно включился в общественную жизнь, выступал против притеснения бедняков. В ответ на его жалобы знать добилась, чтобы в 1860 году его отправили в ссылку.

Протест против социального неравенства, произвола правителей отразился в песнях «Аксиса», «Плач узника», «Шолпан», в известных кюях «Кыз кюи», «Камшилау».

Народному композитору посвящен роман З. Акишева «Жаяу Муса», а произведения музыканта вошли в репертуар многих певцов.

Фотоколлаж к юбилею композитора
Жаяу Муса Байжанов: YouTube/АОМК Ботақара кенті

Нургиса Тлендиев

Нургиса Тлендиев продолжил традицию создания пьес для домбры уже в ХХ веке. Он родился в 1925 году, отец его научил играть на народном инструменте. Известный музыкант А. Жубанов привел 8-летнего способного мальчика в оркестр народных инструментов. Через несколько лет подросток стал ассистентом дирижера в этом коллективе.

Творческая жизнь композитора была прервана войной, на которую Нургиса ушел добровольцем. После войны он продолжил музыкальное образование сначала в консерватории в Казахстане, затем одним из первых казахов поступил в Московскую консерваторию.

На родине Нургиса Тлендиев организовал уникальный в своем роде фольклорно-этнографический оркестр «Отрар сазы», который не раз становился лауреатом фестивалей и престижных премий. Композитор написал более 500 произведений — оперы, балеты, в которые вписывал вековые мелодии степи.

Создавал он и кюи: «Акку», «Арман», «Фараби сазы», самый известный кюй — «Әлқисса». В энциклопедической статье его пьесы определены как такие, которые наполнены красивой мелодией, нежным лиризмом, динамичным темпом.

Нургиса Тлендиев
Нургиса Тлендиев: YouTube/Semih İpek

Композиторы Казахстана прошлого и современности в своих произведениях создали культурный код народа. Они повлияли на национальное самосознание казахов. Их самобытные произведения остаются популярными и в наше время.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1739450-znamenitye-kompozitory-kazahstana-dombra/