KZ

Инклюзивное образование в Казахстане: особенности и перспективы развития

Опубликовано:

Ученица и учительница
Инклюзивное образование в Казахстане: Unsplash/Jerry Wang

Один из важных вопросов развития детей с ограниченными возможностями — образование. Это не только возможность получить документ и профессию. Это решение проблемы социализации детей с особыми потребностями. Для этого в Казахстане развивают инклюзивное образование.

Особенности инклюзивного образования, его реализация в РК

Согласно Конституции РК (ст. 30), все граждане страны имеют право на бесплатное среднее образование в государственных заведениях, а также в высших на конкурсной основе. Но до недавнего времени дети с ограниченными возможностями не могли учиться в обычных образовательных заведениях. Их отправляли на надомное обучение либо в специализированные центры, что не обеспечивало необходимый уровень социализации, адаптации детей в обществе. Проблема сдвинулась с мертвой точки с началом развития инклюзивного образования в Казахстане.

Что подразумевает инклюзивное образование? Инклюзивное образование — (фр. «inklusif» — ‘включающее в себя’) — совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями. То есть инклюзивное образование предполагает равные права и возможности для удовлетворения всех нужд и потребностей детей в образовании независимо от состояния их здоровья.

Какие принципы инклюзивного образования? Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:

  1. Каждый ребенок особенный.
  2. Все дети равны в своих правах, в дружбе, в образовании, в праве на посещение кружков, концертов и прочего, а также перспектив дальнейшего социального развития.
  3. Каждый ребенок развивается в своем темпе, от этого он не становится лучше или хуже.
  4. Отношения между детьми строятся на доброте, отзывчивости, эмпатии.
  5. Взаимодействие детей расширяет их мировоззрение и развивает академический интеллект.

Как реализуется инклюзивное образование в Казахстане? Инклюзия должна дойти до положения нормы, стать гуманистической позицией общества. Законодательно этот вопрос решен. Президент РК Касым-Жомарт Токаев 26 июня 2021 года подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования».

Государство обязуется создавать детям с особыми образовательными потребностями условия для получения образования в пределах системы образования с учетом их индивидуальных особенностей развития (статья 8, п. 1–1). Для детей с ограниченными возможностями разрабатываются специальные учебные программы. Организации дошкольного и среднего школьного образования по закону должны принимать всех детей, которые проживают на территории их обслуживания, в том числе детей с особыми образовательными потребностями (статья 26, п. 2).

Группа детей
Концепция инклюзивного обучения: Unsplash/note thanun

Чтобы инклюзивное образование стало нормой, нужно решить такие проблемы:

  • неготовность педагогов, психологическая и профессиональная, работать с такими детьми;
  • сложность для родителей других учеников принять факт обучения особенных детей вместе с их детьми;
  • неподготовленность материально-технической базы садиков, школ и других учебных учреждений;
  • опасения родителей детей-инвалидов из-за возможного психологического дискомфорта, социального остракизма (издевательства, насмешки), которые будут переживать их дети.

Для оказания психолого-педагогической и методической помощи учителям и родителям во многих областях (Акмолинской, Актюбинской, Карагандинской, Западно-Казахстанской) были открыты региональные центры по внедрению инклюзивности.

Чтобы решить кадровую проблему работы специалистов с детьми с ограниченными возможностями (с ДЦП, слепыми, глухонемыми, с умственной отсталостью в легкой форме), в Казахстане расширили географию обучения специалистов-дефектологов. Сейчас их готовят в 17 вузах страны. Педагоги проходят переподготовку по этому направлению.

Все эти шаги призваны развить инклюзивное образование, чтобы большинство особенных детей в дальнейшем чувствовали себя не изгоями, а полноценными и полноправными участниками общества.

Перспективы инклюзивного образования в Казахстане и мировой опыт

Инклюзивное образование — запрос современной жизни и международный стандарт. В Казахстане более 160 тысяч детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в инклюзивном образовании. Только около 23% из них участвуют в таком образовательном процессе.

Чтобы идти в ногу со временем, на пути внедрения инклюзивного образования Казахстан преодолевает трудности и старается решать возникшие проблемы, в том числе с помощью внедрения международного опыта:

  • По примеру зарубежных, в казахстанских школах введена должность педагога-ассистента — тьютора.
  • Педагоги РК обучаются основам адаптивного спорта, совместно с французскими коллегами разрабатывают специальные программы для того, чтобы внедрить адаптивный спорт в школьную программу.
  • Развивается направление обучения с помощью инклюзивных игр, в которых участвуют и обычные дети, и особенные.
  • Благотворительные организации открывают кабинеты поддержки инклюзии, где детей обучают по методике прикладного анализа поведения.
Класс
Перспективы развития инклюзивного образования в Казахстане: Pxhere

Согласно Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы, к 2025 году 100% школ, детских садов и 70% колледжей и вузов должны создать условия для инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — переворот в сознании современного человека и выбор открытых демократических государств. Инклюзивное образование — это глобальное движение, которое поддерживается рядом конвенций ООН, отмечается в издании «Обзор национальной политики в области образования».

Термин «инклюзия» и принципы инклюзивного образования были введены в международный обиход в 1994 году на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в Саламанке (Испания). В этом же году к международной программе «Образование для всех» присоединился и Казахстан.

В Великобритании дети-инвалиды получили право обучаться в обычных школах еще в 1976 году. В специальных учебных центрах учатся только те, у кого тяжелые формы нарушений. Для развития инклюзивного образования в Англии:

  • государство выделяет средства, готовит специалистов;
  • с раннего возраста и до старшей школы особенного ребенка сопровождают психологи и педагоги, формируют у него необходимые умения и навыки, консультируют родителей;
  • разрабатывают специальные учебные программы;
  • кроме учителя, у ребенка есть ассистент, который помогает ему осваивать учебный материал, решает психологические и социальные вопросы.

Эти меры позволяют детям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноценными участниками общества, развиваться и стать полезными окружающим.

Развитие инклюзивного образования — это развитие образования не только для детей с ограниченными возможностями, но и всей образовательной системы. Оно дает возможность обучаться всем на равных правах и в равных условиях.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1715660-inkluzivnoe-obrazovanie-v-kazahstane-i-za-rubezom/