KZ

Ахмет Байтурсынов: биография и деятельность просветителя

Опубликовано:

Ахмет Байтурсынов
Ахмет Байтурсынов: YouTube/ҚР Білім және ғылым министрлігі

Выдающийся просветитель казахского народа Ахмет Байтурсынов прошел тяжелые испытания, отстаивая национальные интересы казахов и мечты о лучшей жизни, повышая их образованность. За это он отдал самое ценное — свою жизнь, но в сердцах людей зажег огонь веры в лучшее будущее.

Факты биографии Байтурсынова

Кто такой Ахмет Байтурсынов? В Казахстане Ахмет Байтурсынов почитается как Учитель нации — «Ұлт ұстазы». Он казахский просветитель, лингвист, литературовед, поэт, публицист, переводчик, общественный деятель.

Где родился Ахмет Байтурсынов? Родился Байтурсынов в Тургайском уезде Тосынской волости Российской империи 5 сентября 1872 года.

Грамоте мальчик обучился у мулл родного аула. В 1886 году его отдали в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Продолжил он образование в четырехклассной учительской школе просветителя Ибрая Алтынсарина в Оренбурге. Как ни трудно было выживать юноше в городе, но школу он все-таки закончил и в 1895 году начал работать учителем. Преподавал в Кустанайском уезде, в Актюбинске, в Каркаралинском уезде.

Во время работы в волостном училище Кустанайского уезда Ахмет жил в доме лесника Ивана Журавлева, где и встретил свою судьбу. Ею стала дочь лесника Александра. Брак между молодыми людьми был заключен по мусульманскому обряду в Кустанае.

Александра Ивановна Журавлева стала Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Молодожены год жили в Кустанае, где Ахмет работал учителем в русско-казахской школе. Через год они переехали в Омск, а затем в Каркаралинск, где жили до 1909 года. Своих детей у них не было, но они воспитали трех приемных.

С 1905 года Байтурсынов занимается политической деятельностью. Он стал одним из авторов Каркаралинской петиции, в которой осуждалась произвол властей по отношению к казахскому народу. За критику Байтурсынов в 1907 году впервые попал в тюрьму. В 1909 году без суда он повторно был заточен в семипалатинскую тюрьму на восемь месяцев. После освобождения и до 1917 года жил в Оренбурге под присмотром полиции.

На фото Ахмет Байтурсынов с соратниками
Ахмет Байтурсынов с единомышленниками: YouTube/ҚР Білім және ғылым министрлігі

В 1917 году стал одним из создателей партии «Алаш» и членом казахского правительства Алаш-Орда. В 1919 году вышла амнистия, и Байтурсынов переходит на сторону советской власти, даже вступает в ряды ВКП (б), но это его не спасает. В 1929 году просветителя арестовывает уже советское правительство и заключает в кызылордынскую тюрьму. Затем высылают в Архангельскую область, а жену с приемной дочерью отправляют в Томск.

В 1934 году благодаря хлопотанию жены Максима Горького Екатерины Пешковой, которая в то время была в комиссии Красного Креста, Байтурсынова освобождают из заключения. С женой и уже тремя приемными детьми они возвращаются в Алма-Ату и живут там три года до новой волны репрессий. В октябре 1937 года главу семейства снова арестовывают. Через два месяца, 8 декабря, его расстреляли как врага народа. Реабилитировали Байтурсынова только через 50 лет, в 1988 году.

Постановление о приговоре Ахмету Байтурсынову
Фото выписки из протокола 1937 года о приговоре Ахмету Байтурсынову: Wikipedia

Творческое наследие Ахмета Байтурсынова

Байтурсынулы был литератором, выдающимся ученым-лингвистом. Он стал профессором филологии первого казахского государственного университета, возглавил Академический центр республики, созданный в 1921 году при Наркомате народного просвещения КазАССР.

Задачей Центра было организовать и координировать научно-исследовательскую работу, ликвидировать безграмотность, разработать образовательные программы всех уровней. Байтурсынов выполнял эти задачи, сам создавал учебники и методические пособия по изучению казахского языка.

Какие достижения можно отметить у Ахмета Байтурсынова? Байтурсынулы реформировал казахскую письменность, разработал основы казахского языка и ввел научную терминологию для казахской грамматики. Кроме этого, создал иллюстрированный букварь, несколько пособий для детей по изучению казахского языка, методическое пособие «Баяншы», написал первый научный труд по истории казахской литературы «Литературоведение», вышедшее в 1926 году. Также собирал, записывал и издавал устное народное творчество казахского народа.

Новый алфавит «Жаңа Емле», предложенный Байтурсыновым, до сих пор используют казахи, живущие в Иране, Афганистане, Китае. Тюркским языкам было неудобно арабское письмо из-за его не обозначения гласных. В 1912 году ученый изъял из казахского языка неиспользуемые арабские буквы и заменил их родными. Он предложил перед каждым словом ставить знаки для правильной передачи гласных с учетом казахского произношения.

Известный лингвист Е. Д. Поливанов назвал такое решение гениальным. Однако в СССР, как отмечал советский востоковед В. М. Алпатов, выбор мог быть сделан только между кириллицей и латиницей. В то время главную роль имели политические и идеологические факторы, а не психологический аспект, упоминает А. Ш. Биккулова в статье «Е. Д. Поливанов — один из первых теоретиков советской языковой политики».

На Всесоюзном тюркологическом съезде в Баку в 1926 году, посвященном проблеме перехода на латинскую графику, Байтурсынулы назвал русский язык хаотическим и анархическим, а казахский — самым совершенным, обосновав свою мысль с точки зрения произношения и правописания. Об этом пишет портал QAZAQ UNI. Позиция Байтурсынова стала одной из причин, почему его вскоре назвали врагом народа.

Свой вклад в развитие казахской литературы Байтурсынов внес как поэт и переводчик. Какие литературные произведения написал Ахмет Байтурсынов? Известны его сборники басен «Сорок басен» (1909) и «Маса» (1911). Это адаптированные басни Крылова, Эзопа, Абая. Также он писал стихи просветительского направления:

  • «Казахская традиция»;
  • «Казахская натура»;
  • «Письмо другу»;
  • «Счастье» и другие.

Какие актуальные вопросы поднимал Ахмет Байтурсынов? В баснях автор высмеивает как отдельные человеческие пороки (лень, невежество, тщеславие), так и выступает в целом против угнетения властью казахского народа.

Цитата из творчества Ахмета Байтурсынова
Цитата Ахмета Байтурсынова: NUR.KZ

Общественная деятельность казахского просветителя

С серьезной несправедливостью в обществе Ахмет столкнулся, когда ему было 13 лет. Полицейские под руководством полковника Яковлева устроили погром в его ауле. Отец Ахмета Шошак и трое его братьев не смогли терпеть издевательства и избили полковника. За это их выслали в Сибирь на каторгу на 15 лет.

Активная политическая деятельность Байтурсынова началась в 1905 году. Он стал одним из авторов Каркаралинской петиции к председателю Совета Министров России. В петиции выдвигался ряд требований:

  • создать народные земства;
  • остановить экспроприацию земли у казахов;
  • свести на нет переселение;
  • предоставить свободу вероисповедания;
  • отменить цензуру на выпуск периодических изданий;
  • дать разрешение на открытие типографии.

Вместе с Алиханом Букейхановым и Миржакипом Дулатовым с 1913 по 1918 годы при поддержке казахской интеллигенции издавал первую национальную газету «Казах». Газета стала рупором национальных интересов казахов.

После революции 1917 года Байтурсынова избрали членом Военно-революционного комитета Казахского края. В 1920 году он вступает в ряды РКП (б) в надежде, что советская власть даст казахстанцам право на самостоятельное национальное развитие в составе СССР. Он с воодушевлением работает наркомом просвещения края (1920–1921), отдавая все силы на борьбу с безграмотностью населения, затем — руководителем Академического центра.

Цитата Байтурсынова о важности культуры народа
Цитата Ахмета Байтурсынова: NUR.KZ

Надежды Байтурсынова не оправдались. В 1929 году его обвинили в попытке организации заговора и сослали в Архангельскую область. Он отстаивал национальные интересы казахов, а это противоречило большевистской идеологии. Его объявили врагом народа и уничтожили физически, но наследие его живет. В 2004 году были изданы три тома собрания произведений А. Байтурсынова, которые хранятся в фондах Библиотеки Первого Президента Казахстана.

Справедливость восторжествовала: имя Ахмета Байтурсынова внесено в летопись национальной истории Казахстана. Байтурсынов выступал за создание общества с высоким уровнем культуры и образования, призывал к личной ответственности человека за свою судьбу. Его любовь к народу, языку и культуре, а также смелость и воля предопределили тяжелый путь борца и трагическую судьбу.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1677941-ahmet-bajtursynov-biografia-i-deatelnost-prosvetitela/