Top.Mail.Ru
Семья

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Оценивание на уроке: критериальное, суммативное и формативное

Опубликовано:

Школа
Оценивание на уроке: Unsplash/sean Kong

Система образования Казахстана кардинально меняется. В 2016 году в начальной школе ввели критериальное оценивание. МОН РК, НАО им. И. Алтынсарина и Владимир Беспалько объяснили, зачем отказались от привычной системы оценивания, в чем прогрессивность нового подхода и как будут оценивать учеников.

Критериальное оценивание учеников в школе

Задача современной школы не только дать знания, но и развить аналитическое мышление, навыки и умения осваивать новые технологии. Чтобы выполнить эту задачу, недостаточно ввести новые предметы и изменить учебные планы. Нужны преобразования в способе получения знаний и критериях их оценивания.

Старая система оценивания отличается субъективностью и усредненностью, что не соответствует современным требованиям к качеству образования. Как объясняют МОН РК и НАО им. И. Алтынсарина в методическом пособии «Система критериального оценивания учебных достижений учащихся», пересмотр системы оценивания в образовании стал необходим для:

  1. Достижения современных стратегических задач в образовании.
  2. Повышения уровня образования в соответствии с международными стандартами.
  3. Разработки единых требований к оценке учебных достижений для объективности оценивания и конкурентоспособности выпускников казахстанских школ на международном уровне.

В связи с этим по Указу Президента РК Нурсултана Назарбаева, была утверждена Государственная программа развития образования РК на 2011–2020 гг., и в 2016 году в школах Казахстана ввели критериальное оценивание.

Что такое критериальное оценивание? Это методика определения личных достижений ученика в освоении знаний и навыков путем сопоставления с коллективно выработанным эталоном — критериями, которые сформированы с учетом изучаемого материала и задач обучения. Они известны педагогическому коллективу, школьникам и их родителям.

Критериальное оценивание позволяет педагогам вести текущий, периодический и итоговый контроль результатов обучения и личных достижений ученика, организовывать самоконтроль учащихся в процессе обучения.

В традиционном учебном процессе параметры обучения (учебное время, способ подачи информации) фиксированы, а результаты успешности могут быть разными. Как пишет кандидат педагогических наук, доцент Сергей Лаврентьев, американские психологи Дж. Керолл и Б. Блум предложили сделать фиксированным параметром результаты обучения, а условия изменять для достижения заданных критериев.

На основе такого подхода была разработана технология критериального обучения, которую еще называют технологией полного усвоения. В ее основе установка на то, что все ученики могут усвоить учебный материал.

Школьник
Критериальное оценивание в школе: Unsplash/Annie Spratt

Формативное оценивание

Методологической основой системы критериального оценивания стала технология критериально-ориентированного обучения советского педагога, академика РАО Владимира Беспалько. В книге «Слагаемые педагогической технологии» он критиковал размытость целей советского образования. Четкие задачи обучения должны ясно отображаться в критериях оценивания и быть конечной целью образования.

Чтобы дать оценку полученных школьником знаний, учитель проводит критериальное оценивание, которое включает формативное и суммативное оценивание (контрольные работы в конце изучения раздела и в конце учебной четверти).

Что такое формативное оценивание? При формативном оценивании после ответа ученика учитель не выставляет оценку, как при традиционном оценивании, а делает письменные или устные комментарии по поводу уровня выполнения работы в соответствии с заданными критериями. Итог не констатируется, а обсуждается с учеником. Особые отметки по поводу знаний ученика на данном этапе учитель делает в личном журнале. Это могут быть комментарии, звездочки, цветы, условные знаки.

В процессе обсуждения школьник и преподаватель понимают свои пробелы и совместно находят пути их решения, корректируют процесс учебы, прослеживают динамику развития ученика относительно поставленных целей и задач.

Формативное оценивание отображает один из положительных моментов критериальной системы, когда оценивается не сам ученик, а уровень его знаний. Отметка отражает уровень освоения учеником материала согласно общепринятым критериям, а оценка, даже самая неудовлетворительная, — это лишь оценивание на промежуточном этапе с возможностью корректировки, что дополнительно мотивирует ученика.

Ученик и учитель
Формативное оценивание: Unsplash/Ronald Felton

Что такое суммативное оценивание?

Это периодический и итоговый контроль результатов обучения в виде суммативного оценивания, которое включает:

  • суммативное оценивание за раздел (СОР);
  • суммативное оценивание за четверть (СОЧ).

Выучив один раздел по определенному предмету, ученики сдают экзамен (СОР). Также сдают экзамен по итогам четверти (СОЧ). Оценки за все экзамены (около четырех экзаменов за четверть по каждому предмету) влияют на итоговую четвертную оценку по пятибалльной системе. Ее рассчитывают по специальной формуле, в которой учитывают результаты суммативного и формативного оценивания: 50% — оценка за СОЧ, 25% — за СОР, 25% — формативное оценивание.

Способы выставления текущих и итоговых отметок и цели, для достижения которых они поставлены, прозрачны и понятны учителям и ученикам. В процессе контроля одного учащегося не сравнивают с другим, а выявляют индивидуальную динамику освоения школьного предмета. При критериальном оценивании учитель и ученик — партнеры, которые вместе работают над совместно поставленными задачами и решают возникающие проблемы.

Чтобы отследить уровень освоения учениками учебных предметов, используют такие виды работ:

  • стартовые (выявляют уровень знаний в начале учебного года и фиксируют эти результаты);
  • диагностические (выполняются в течение года для определения эффективности форм обучения, выбранных учителем);
  • текущие проверочные (для контроля освоения отдельных тем по предметам);
  • модульные проверочные (для контроля освоения отдельных разделов по предметам);
  • итоговые проверочные (планируются на апрель-май для контроля освоения предмета за учебный год);
  • демонстрация достижений ученика с помощью портфолио (способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика за определенный период обучения, например коллекция его работ).

При критериальном оценивании эффективная суммативная оценка невозможна без эффективного формативного оценивания.

Критериальное оценивание призвано повысить уровень образования казахстанцев. Оно демонстрирует гуманизацию образования и нацеленность на четкий результат. Новые способы оценивания фиксируют уровень освоения школьного предмета и способность применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1756033-kriterialnoe-ocenivanie-v-nacalnoj-skole-kazahstana/