Семья

Почему Плутон больше не планета и другие интересные факты о нем

Плутон
Плутон: Unsplash/nasa

Плутон не пробыл в статусе планеты Солнечной системы и 80 лет. Необычным было его открытие, он долго сохранял загадочность. Но изучение тайн космического тела изменило взгляды на него ученого мира.

Плутон не открыли, а искали и нашли в космосе

Многие планеты Солнечной системы были известны человечеству издавна. После открытия Нептуна в середине XIX века астрономы наблюдали различия между фактическими орбитами газовых гигантов Урана и Нептуна и теми, которые были рассчитаны теоретически. Это натолкнуло ученых на мысль, что на орбиту этих планет влияет гравитация какой-то неизвестной планеты, которая еще не обнаружена. Начались поиски загадочной планеты Х, в ходе которых открыли Плутон.

Плутон был открыт в 1930 году американским астрономом Клайдом Томбо. Весь ХХ век Плутон считался девятой планетой Солнечной системы и предметом гордости ученых, которые теоретически предположили ее существование.

Название новой планете дала школьница

Новая планета, которую обнаружили в глубине космоса за самой дальней планетой в Солнечной системе, ассоциировалась с холодным и мрачным миром. Это ощущение удалось точно выразить 11-летней английской школьнице Венеции Берни. Она услышала об открытии новой планеты от своего деда, который работал в Оксфордской библиотеке. Девочка предложила назвать планету Плутон, именем бога подземного царства в античной мифологии.

Дед передал это предложение ученым-астрономам. Когда они выбирали название планете путем голосования, победило предложение школьницы. Вскоре было объявлено, что новую планету назвали Плутоном. Венеция Берни получила награду £5.

У Плутона есть ледяное сердце

За годы изучения Плутона его посетил только один космический аппарат. В 2006 году к нему отправилась автоматическая станция НАСА «Новые горизонты». Она находилась в пути 9 лет, затем стала передавать на Землю фотографии Плутона и другие данные для исследователей.

Как выглядит Плутон? Это уникальное небесное тело, которое не схоже с другими в Солнечной системе. Оно имеет светло-коричневый цвет и очень неоднородную поверхность — горы, долины, кратеры. Средняя температура на поверхности Плутона составляет –223°С. В периоды приближения к Солнцу у него появляется очень разреженная атмосфера, которая состоит из испаряющихся из ледников азота и метана.

По информации энциклопедии Britannica, Плутон — это скопление обломков льда и камня, оставшихся от формирования планет Солнечной системы. Вероятно, его недра на 50–70% состоят из камня и на 50–30% изо льда. При этом камни составляют ядро, а лед — мантию толщиной до 300 км. На поверхности в основном находится замерзший азот.

В 2015 году на Плутоне обнаружена большая светлая зона в форме сердца. Ее размеры достигают 1800х1500 км, в высоту — до 3,5 км. Оказалось, что над замерзшим азотом возвышается водяной лед. Этот ледник получил название «Область Томбо».

Поверхность Плутона
Рельефная поверхность Плутона: Wikimedia/NASA

Плутон меньше Луны

С момента открытия Плутона почти полвека не удавалось установить его размеры. Даже в самые сильные телескопы он выглядит как точка, которая неотличима от других звезд. Сначала предполагали, что он в несколько раз больше Земли, затем мнение изменилось в сторону уменьшения.

В 1978 году был открыт самый большой спутник Плутона Харон, что дало возможность рассчитать размеры самого Плутона. Теперь известно, что его масса составляет 0,22% от массы Земли. Даже в сравнении с Луной она меньше в 6 раз.

Установлено, что диаметр Плутона — около 2380 км. Это приблизительно 2/3 диаметра Луны (3480 км). Как пишет сайт американского космического агентства NASA, это половина ширины территории США.

Гравитация на Плутоне в 12 или даже в 15 раз меньше, чем на Земле. Тело весом 100 кг на Земле на Плутоне весит около 8 кг.

Год на Плутоне длится 248 земных лет

Все планеты Солнечной системы обращаются по орбитам в одной плоскости. Один Плутон движется по орбите, которая находится под углом 17° к плоскости остальных орбит. При этом, как пишет сайт NASA, его орбита имеет эллиптическую форму, а не круглую, как остальные.

По этой орбите он вращается почти на боку под наклоном оси вращения 120°. Отличается Плутон и тем, что его движение вокруг оси обратное, то есть противоположное направлению обращения других планет. Поэтому Солнце на Плутоне встает на западе, а заходит на востоке.

В среднем Плутон находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. Его орбита очень вытянута, она то уносится в космос на 7,3 млрд км, то приближается на 4,4 млрд км к Солнцу.

Сутки на Плутоне более чем в 6 раз длиннее земных и составляют 153 часа. Один оборот вокруг Солнца он совершает за 90530 дней, что соответствует 248 земным годам.

Плутон и его спутник Харон составляют одну систему

Какие есть спутники Плутона? Известны 5 спутников Плутона, которые были открыты в разные годы:

• Харон (1978);
  • Никта и Гидра (2005);
  • Стикс и Кербер (2011).

Все они обращаются по круговой орбите примерно в экваториальной плоскости Плутона. Самый крупный из спутников — Харон. Он сопоставим с самим Плутоном, составляет больше половины его в диаметре (1212 км), по массе — 1/8 его часть. Поэтому сайт о планетах Planets утверждает, что Плутон и Харон — это гравитационный замок, считается одной системой. Этот спутник находится на синхронной орбите с Плутоном, всегда обращен к нему одной стороной, никогда не заходит и не всходит над ним.

Космические тела в сравнении
Земля и Луна в сравнении с Плутоном и Хароном: Wikimedia/NASA

Плутону изменили статус, и он стал карликовой планетой

Наука астрономия установила параметры, которым должны отвечать планеты Солнечной системы:

• Они должны вращаться вокруг Солнца, быть его спутниками.
  • Планетой называют очень массивные космические объекты.
  • Планета должна расчистить свою орбиту, доминировать над другими телами рядом.

Почти до конца ХХ века Плутон оставался планетой, но по мере открытия его тайн возникали сомнения, что это небесное тело отвечает характеристикам планеты Солнечной системы.

Почему Плутон больше не планета? Оказалось, что больше всего он не отвечает требованию доминирования на своей орбите: на пути движения Плутона находится множество других тел (астероидов), которые он и не вытолкнул со своей орбиты, и не притянул в качестве своих спутников. Плутон составляет всего 7% от массы этих тел. Для сравнения показателен такой факт: масса Земли в 1,7 млн раз больше, чем все остальные тела в окрестностях ее орбиты.

Международный астрономический союз (IAU) в 2006 году переквалифицировал Плутон в новый класс объектов, в карликовую планету. С тех пор в Солнечной системе 8 планет.

Такова изменчивая судьба космического объекта, который на Земле называется Плутон. Его продолжают исследовать и открывать его тайны.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1877893-pocemu-pluton-ne-planeta-poasnenie-interesnye-fakty/