KZ
«Сикстинская Мадонна» — шедевр Возрождения: символы, зашифрованные в картине

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля — шедевр Ренессанса: загадки и коды картины

Расcказать Вконтакте

«Сикстинская Мадонна» более пятисот лет впечатляет величественностью и внутренним сиянием духа. Нежная печаль, глубокая мудрость и скорбь отражены в глазах Богоматери. Картина — предмет научных поисков и битв искусствоведов на поле расшифровки таинственного послания, которое оставил Рафаэль в деталях полотна.

«Сикстинская Мадонна» — шедевр Возрождения: символы, зашифрованные в картине

Фото: favartgallery.com (скрин с картины Рафаэля «Автопортрет»)

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля: почему картина — шедевр Возрождения

Рафаэль, картины которого считаются воплощением духа Ренессанса и стоят в одном ряду с творениями Микеланджело и Леонардо, отличался тонкой натурой, умением красками, тонами и деталями передать состояние души.

Его творения отличает реалистичная эмоциональность и одухотворенность. Среди десятков полотен Рафаэля, которые вошли в мировую сокровищницу живописи, ученые и обыватели выделяют один шедевр — «Сикстинскую Мадонну».

«Сикстинская Мадонна» (оригинал полотна выставлен в Дрезденской галерее) не один век привлекает не только своей красотой, но и неканоничностью изображения Богоматери, мастерством передачи линий и форм, что заставляет зрителей неустанно вглядываться в печальные глаза Марии. Как удалось художнику создать такой реалистичный и вместе с тем божественный образ Матери? Как удалось передать знание горькой судьбы малютки-сына и понимание его высокого предназначения?

«Сикстинская Мадонна» — шедевр Возрождения: символы, зашифрованные в картине

Фото: commons.wikimedia.org

Картина «Сикстинская Мадонна» воплотила философию и эстетические приоритеты эпохи Возрождения. Она была создана живописцем по заказу папы Юлия II для украшения монастыря святого Сикста в Пьяченце — городке, расположенном в шестидесяти километрах от Милана. Во времена папы Юлия II он стал частью Папской области.

Предлагаем разобраться в особенностях этого полотна и определить те художественные факторы, которые возвели эту картину в ранг мировых шедевров:

Богоматерь или крестьянка?

Известно, что эпоха Ренессанса вырастала на античном грунте. Художники XV–XVI вв. совершенствовали классические приемы изображения человека. Главный принцип античного искусства — следование природе, то есть изображение красоты и совершенства тела человека. Для этого изучали анатомию и геометрию. Эти знания помогали разработать четкую композицию живописного полотна.

Этим принципам следовал Рафаэль. «Сикстинская Мадонна» создана по библейским мотивам. Однако живописец отступает от церковных канонов в изображении главной героини сюжета — Богоматери. Его Мадонна лишена святости: она боса, укрыта простым покрывалом, ее мягкий взгляд обращен к младенцу и зрителю одновременно. Ни в ее одеянии, ни в позе нет атрибутов высокого происхождения. Женщина держит сына так, как это делали крестьянки.

Почтение, с которым обращаются к ней иные герои полотна, говорит об их преклонении перед материнством, уважении, которое они испытывают перед матерью и младенцем.

«Сикстинская Мадонна» — шедевр Возрождения: символы, зашифрованные в картине

Фото: dresdenart.ru (скрин с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»)

Динамика композиции

На картине Рафаэль изобразил Богоматерь в окружении святых Сикста и Варвары. Они «застигнуты» в момент беседы с Марией. Сикст указывает ей путь, а Варвара вглядывается в него. Сама же Мадонна смотрит на зрителя. Таким образом Рафаэль добился его включенности в композицию полотна. Кажется, что героиня всматривается в тех, кто находится по ту сторону изображения.

Это особый психологический прием, который до Рафаэля никто из художников не использовал. Таким образом автору удалось установить духовный контакт между Мадонной и человечеством.

«Сикстинская Мадонна» — шедевр Возрождения: символы, зашифрованные в картине

Фото: hermitagemuseum.org (скрин с картины Рафаэля «Мадонна с безбородым Иосифом»)

Почему Мария изображена в полный рост?

Картины Рафаэля, на которых был запечатлен образ Богоматери, созданные до «Сикстинской Мадонны» («Коронование Девы Марии», «Мадонна де Фолиньо», «Мадонна с щеглом», «Мадонна Альдобрандини», «Мадонна с младенцем», «Мадонна на лугу»), представляли героиню сидящей. Ее взор был обращен на ребенка.

Иное расположение представляет «Сикстинская Мадонна». Рафаэль изобразил Богоматерь в полный рост. Это было необходимо для того, чтобы наполнить картину движением, придать образам динамичности и живости, показать их жизненность и реалистичность.

Богородица ступает по облаку и сходит к зрителю. Причем идет легко, потому что ее ноги не утопают в снежной пене облака, тогда как ноги Варвары и Сикста погружены в нее. Это свидетельствует о решимости, сильной воле и самообладании героини. Она осознает, какая судьба ждет сына, но не оспаривает ее. В этом величие духа Богоматери: она сознательно жертвует сыном для спасения человечества, преодолевает эгоизм материнской любви ради вселенской.

Своеобразие позы младенца

Младенец Иисус сидит на руках Марии в полуобороте к зрителю. Открытость позы свидетельствует о незащищенности и принятии Божьим Сыном воли Отца и предначертанной ему судьбы. Он не ищет защиты у матери, но на его лице отражены страх и скорбь из-за принятия неизбежного.

«Сикстинская Мадонна» — картина, которая вызывает восхищение монументальностью героев и вместе с тем динамикой переживаний, которые выражает каждый из них. Остается лишь восхититься мастерством Рафаэля, который с помощью линий, затемнений, форм передал внутреннее напряжение, испытываемое каждым из персонажей.

Читайте также: Самые загадочные картины великих художников

Картина «Сикстинская Мадонна»: символы, зашифрованные в ней

Дэн Браун своим бестселлером «Код да Винчи» заставил публику внимательнее присмотреться к картинам живописцев эпохи Ренессанса в поисках тайных посланий, зашифрованных в символах и деталях картин.

Есть такой тайный шифр и в «Сикстинской Мадонне» Рафаэля. Вот символы, на которые следует обратить внимание:

Мадонна и ее прототипы

У Богоматери постое и открытое лицо. Длительное время ученые считали, что образ Пресвятой Девы Марии Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Однако если внимательно присмотреться к картинам, на которых художник действительно изобразил эту женщину, то очевидны несоответствия геометрии лица, особенностей взгляда.

Согласно другому предположению, для картины позировала прекрасная Форнарина — дочь пекаря, которую любил Рафаэль. Поэтому этот образ пронизан такой нежностью, излучает внутреннюю теплоту и силу.

«Сикстинская Мадонна» — шедевр Возрождения: символы, зашифрованные в картине

Фото: YouTube/Art

Святая Варвара

Девушка, обратившаяся в христианство, стала жертвой отца-многобожца. Ее канонизировали и сделали покровительницей Пьяченце, где и была размещена картина Рафаэля.

Загадка мантии святого Сикста

На мантии святого Сикста вышиты дубовые листья и желуди. Считалось, что он покровительствовал роду Делла Ровере, из которого происходили папы Сикст IV, построивший Сикстинскую капеллу, и Юлий II. Rovere — ‘дуб’ в переводе с итальянского. Эти символы и появились в вышивке на одежде у персонажа картины Рафаэля.

Шесть пальцев Сикста

Предполагалось, что картина «Сикстинская Мадонна» займет заалтарное пространство в монастыре. Поэтому Рафаэль сделал так, что взгляд Пресвятой Девы направлен немного вниз (зритель должен был смотреть на картину снизу вверх), а перст на правой руке Сикста указывал на престольное распятие.

Долгое время ученые считали, что Рафаэль изобразил шесть пальцев на руке святого, закодировав тем самым его имя — Сикст. Однако при приближении видно, что это оптическая иллюзия, мастерски созданная художником.

Тиара

У ног святого в левом углу картины изображена папская тиара. Сикст был папой в 258 году. Император Валериан приказал отрубить ему голову. Позднее этот факт стал причиной канонизации Сикста.

На картине Рафаэля герой снял тиару — признак папской власти: она символизирует триединство Бога Отца, сына и Святого духа, представленное в трех коронах. Таким образом он выразил почтение и преклонение перед Богородицей и Иисусом. На тиаре также есть «дубовые» символы, указывающие на род Ровере.

«Сикстинская Мадонна» — шедевр Возрождения: символы, зашифрованные в картине

Фото: ru.wikipedia.org

Облака

Очертания облаков, по которым ступает Мария, необычны. Если присмотреться, то видно, что это очертания головок младенцев. Рафаэль был гностиком. Согласно этому религиозному течению, облака символизировали души нерожденных детей.

Зеленый полог

В верхней боковой части картины художник изобразил зеленый полог. Он символизирует небеса, которые разверзлись и позволили Марии сойти к людям. Зеленый цвет означал милость Бога, его любовь и покровительство.

Скучающие ангелочки

В «Сикстинской Мадонне» Рафаэля нет безэмоциональных героев. Все персонажи изображены с психологической достоверностью. Переживание, которое выражает каждый из них, складывается в общую картину восприятия факта неминуемой жертвы, которую принесет Иисус миру и людям.

Мария изображает боль и отвагу, Варвара — смирение, Сикст — следование предначертанию, младенец — страх и решимость. А вот ангелочки откровенно скучают, взирая на бурю эмоций, которая охватила небожителей.

Явное равнодушие ангелочков — это отношение людей к жертве Христа или принятие предначертанности? Этот вопрос остается открытым.

Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» выражает более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Впервые художник показал, что без телесного не бывает духовного: Иисус произведен из плоти Марии, но ему предначертано стать символом торжества духа. Эту внутреннюю силу, любовь и осознанность жертвы воплотили Богородица и младенец.

Тонкий психологизм, созданный автором картины, передает внутреннюю борьбу персонажей, показывает, каким непростым был их выбор и принятие Божьей воли. Рассмотрите эту картину вблизи и отыщите знаки, в которых художник закодировал тайный смысл.

Читайте также: Сальвадор Дали: картины с описанием

Ваша реакция
0
0
0
0
0
0
0
Спасибо за Ваше мнение Вы уже голосовали
Новости Казахстана
Mailfire view pixel