Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Юрист: Правила использования электросамокатов должны быть четко прописаны на законодательном уровне

Опубликовано:

Мужчина на самокате
Иллюстративное фото: pixabay.com

Правила передвижения на электросамокатах в Казахстане могут ужесточиться в следующем году. Основная причина – участившиеся случаи ДТП и столкновений с пешеходами.

В последние годы на улицах казахстанских городов все чаще можно встретить новомодное транспортное средство – электрический самокат. Практичность, легкость управления, возможность сэкономить время на дорогу становятся важными факторами в выборе людей, которые в итоге отдают свое предпочтение электросамокату. Кроме того, сейчас даже необязательно тратить деньги на покупку средства передвижения, ведь получили распространение услуги по аренде электрических самокатов.

Однако, появление еще одного вида транспортного средства на улицах наших городов повлекло за собой и негативные последствия. Текущее законодательство пока не очень четко регулирует нюансы управления и правила, которых должны придерживаться самокатчики, говорят специалисты. Это становится основной причиной различных происшествий, случающихся в казахстанских городах на регулярной основе. Чего только стоит история из Алматы, когда девушка разбилась насмерть, врезавшись в открытую дверь автомобиля.

"Правила использования электрических самокатов должны быть четко прописаны на законодательном уровне. Сейчас работа над этим находится только в зачатке, в то время как уже есть реальные жертвы происшествий и прочие несчастные случаи. С одной стороны, введенные меры не должны ущемлять права других участников дорожного движения – автомобилистов, велосипедистов и пешеходов. Основной акцент должен быть сделан именно на безопасность. В то же время нельзя ограничивать в правах владельцев самокатов: если человек хочет передвигаться на данном виде транспорта и закон ему этого не запрещает, он вправе делать это. Другой вопрос – закон обязательно должен быть ясно сформулирован: что можно, что нельзя, на какой скорости может ездить самокатчик по автомобильной дороге, а на какой – по пешеходным тротуарам. Правила должны предусматривать реальную ответственность за неисполнение закона, какие административные штрафы грозят нарушителю, и как в этом отношении будет выстраиваться работа полиции", – рассуждает юрист Юрий Никольский.
Самокат
Иллюстративное фото: pixabay

Первые попытки урегулировать бесконтрольную ситуацию с самокатами предприняли в начале прошлого месяца. Отныне управлять электрическим самокатом, разгоняющимся свыше 50 км/ч, нельзя без водительских прав – его приравняли к мопеду. Для менее скоростных видов транспорта установлено ограничение до 25 км/ч. Не совсем понятно, кто и каким образом будет следить за соблюдением установленных ограничений. Из нововведений выделяется пункт, согласно которому на электросамокате нельзя ездить сидя. Поэтому тем, кто модифицировал свое транспортное средство путем приделывания седла, придется отказаться от данного удобства.

До конца года в закон о дорожном движении будут внесены новые изменения, которые как раз коснутся электрических самокатов. Так, на этом виде транспорта запретят передвигаться детям младше 16-ти лет при выезде на проезжую часть. Одной из сложностей введения новшеств в закон является неоднозначность специфики использования электросамоката. Предположим, автомобилисту по пешеходным дорожкам ездить запрещено, а пешеходу, соответственно, нечего делать на оживленной полосе движения. А вот владелец электрического самоката может позволить себе ездить и там, и там. Причем крайне сомнительно, что, выезжая на автомобильную дорогу, все электросамокатчики предварительно ознакомились с правилами ПДД. Водительских прав, например, у них вполне может не оказаться. Что же в таком случае делать при столкновении автомобиля и электросамоката? Будет хорошим исходом, если никто в результате ДТП серьезно не пострадает. А о какой-то правовой защищенности того же водителя авто говорить пока не приходится.

Самокаты
Иллюстративное фото: pixabay
"В странах, где электросамокаты получили широкое распространение раньше, чем в Казахстане, существуют достаточно жесткие требование к владельцам этого средства передвижения. В некоторых американских штатах выезд самокатчиков на проезжую часть запрещен вовсе. Во Франции за превышение допустимой скорости – там она составляет 25 км/ч – предусмотрен штраф в размере 1500 евро. В Испании владельцы самокатов должны в обязательном порядке соблюдать правила дорожного движения, то есть ответственность они несут такую же, как водитель автомобиля. Есть и серьезный штраф за использование мобильного телефона во время езды на электросамокате. Что касается технических характеристик транспортного средства, то за этим в тех же европейских странах жестко следят. Это касается и скоростных модификаций самоката, и оснащения фарами, и типа батареи. Где-то требуют обязательное ношение защитного шлема во время езды, где-то – светоотражающей одежды в ночное время суток. В Японии пошли еще дальше: там все владельцы электросамокатов должны зарегистрировать своего "железного коня" в полицейском департаменте, получить номерной знак и регулярно уплачивать транспортный налог. Как вы видите, нам в этом отношении еще развиваться и развиваться", – подытожил Юрий Никольский.

Также, возможно, имеет смысл обратить внимание на ужесточение требований к компаниям, которые предоставляют услуги по так называемому кикшерингу. Процедура аренды транспортного средства чрезвычайно проста, и это хорошо только на первый взгляд. Доподлинно отследить, кто пользуется электросамокатом нельзя, то есть кататься по оживленным дорогам может даже 10-летний ребенок. В случае ДТП компания также не несет никакой ответственности за произошедшее. Кроме того, многие жители казахстанских городов жалуются на то, что самокатчики, взявшие транспорт в аренду, часто оставляют их посреди пешеходного пространства. Поэтому вопрос с организацией цивилизованных парковок для электрических самокатов также остается открытым.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/zhanakazakhstan/1983785-yurist-pravila-ispolzovaniya-elektrosamokatov-dolzhny-byt-chetko-propisany-na-zakonodatelnom-urovne/

pixel