Алматинские застройщики возведут школы, а дорожные подрядчики заплатят за нарушения

Опубликовано:

Стройка
Фото: pixabay

В центре внимания алматинского акимата – поиск новых мест для застройки, принятие долгожданного генерального плана города, а также увеличение числа соцобъектов и проблема некачественного дорожного покрытия.

Генплан на подходе

Одно из основных препятствий на пути последовательного инфраструктурного развития Алматы – отсутствие генерального плана города. Точнее, он есть, но безнадежно устарел. Последний официальный документ, регламентирующий градостроение Алматы, датирован 2002 годом. Утвержденный план был рассчитан до 2020 года. Интересно, что в нем, помимо всего прочего, указывается основная архитектурно-градостроительная идея – «сохранение и формирование облика города Алматы как «города сада».

Ерболат Досаев
Фото: gov.kz

Последние два года городские чиновники периодически анонсируют принятие нового генплана, однако до сих пор этого не произошло. Главный архитектор Алматы Алмасхан Ахмеджанов летом прошлого года говорил об активном обсуждении плана в специально созданных группах. В течение всего прошлого года городские власти собирали мнения жителей Алматы, а эксперты спорили по поводу градостроительных нюансов. В конце ноября 2021 года заместитель акима города Мухит Азербаев объявил, что работы по формированию генерального плана находятся в завершающей стадии:

«На протяжении всего года мы активно работали над генеральным планом. Только за последние полгода мы провели 40 совещаний и собрали 11 рабочих групп. Сейчас мы на стадии финиша, документы собраны, подаем их в маслихат. В начале следующего года будем его утверждать», – сказал Мухит Азербаев.
Стройка
Фото: pixabay

На прошлой неделе к вопросу утверждения генерального плана вернулся аким Алматы Ерболат Досаев. По его мнению, принятие долгожданного документа поможет ответить на один из важнейших вопросов: где нельзя строить, а где можно. Развитие города предпочтительно должно идти на север, где находятся Жетысуский и Турксибский районы, – так считает аким. В этих частях Алматы инфраструктура сильно изношена и требует обновления.

«У нас проблема в том, что, к сожалению, генерального плана развития Алматы как такового нет. Мы сейчас проводим работу, зафиксируем все наши планы. В мае вынесем на рассмотрение маслихата документ с нормой, согласно которой перед утверждением проектов по строительству дорог и социальных учреждений должны указываться даты рассылки извещений собственникам участков», – пояснил Ерболат Досаев.
Ерболат Досаев
Фото: gov.kz

Возрождение градостроительного совета

На следующий месяц намечено еще одно важное событие в архитектурной сфере города – утверждение новых правил градостроительства. До этого каких-то конкретных требований к застройщикам не предъявлялось, но теперь все будет иначе. Согласно новому регламенту, строительным компаниям запрещается строить дома выше 9-ти этажей южнее проспекта Абая от Восточной объездной дороги до улицы Яссауи. По сути, в эти намеченные рамки попадет весь Бостандыкский район.

На встрече с жителями этого района, Ерболат Досаев затронул вопрос упразднения градостроительного совета. Это произошло в апреле 2018 года. Одним из аргументов, приведенных в пользу правильности данного решения, указывался тот факт, что в составе градсовета в основном находились представители коммерческих структур. Таким образом, они попросту лоббировали свои интересы, имея голос в совете. Отмечалось, что в состав градсовета входило 29 человек, из которых архитекторами были лишь семеро.

В дальнейшем городские власти пытались организовывать диалоговые площадки, на которых алматинцы могли бы высказывать свои предложения и говорить об инфраструктурных проблемах. Насколько они продемонстрировали свою эффективность, каждый житель Алматы может судить сам. Как показало время, вопрос с градсоветом не оказался закрытым навсегда. Ерболат Досаев сказал, что многие жители были недовольны исчезновением градсовета и теперь он появится снова.

Алматы
Фото: pixabay
«Теперь мы восстанавливаем градостроительный совет. Все проекты на нем будут обсуждаться с участием экспертов, общественности, активистов. Будем обсуждать, а потом утверждать, чтобы не было плакатов на стройках», – прокомментировал аким города возрождение совета.

Застройщиков обяжут строить школы

Еще одно новое требование к застройщикам касается их вклада в развитие города с социальной точки зрения. Не секрет, что Алматы испытывает острый дефицит в дошкольных и школьных учреждениях. По некоторым данным, в алматинских школах не хватает около 20 тысяч ученических мест, а очередь в детские сады растянулась более чем на 40 тысяч человек.

Акимат был вынужден пересмотреть требования к городским застройщикам: теперь они будут обязаны возводить на территории своих объектов социальные учреждения. По мнению городских властей, это поможет решить проблему нехватки значимых для населения объектов, а также обеспечить наличие школ и детсадов в шаговой доступности от места проживания горожан. Кроме того, на строительном рынке сократится число компаний, не способных нести финансовую нагрузку. В контексте проблемы «замороженных строек» последнее имеет большое значение.

«Застройщик должен предусмотреть строительство школы на территории ЖК минимум на 900 мест, обустроить бульвар и релаксационную зону. Также здесь появится частная поликлиника и пункт полиции», – отметил аким Алматы Ерболат Досаев, говоря о проекте строительства дома на территории бывшего автобусного парка.

Подрядчики ответят за ямы на дорогах

Некачественное дорожное покрытие – вопрос, которым жители некоторых районов Алматы озабочены практически на постоянной основе. Недавно выяснилось, что строительство алматинских дорог зачастую ведется со значительными нарушениями. 1 100 инспекционных выездов совершили сотрудники Национального центра качества дорожных активов, в ходе которых было взято и изучено около 3000 проб строительных материалов для дорог. В 27% из них исследователи обнаружили несоответствия технологиям производства, что является грубым нарушением и значительно сокращает срок службы покрытия.

Нарушения будут устраняться за счет недобросовестных подрядчиков – об этом объявил Ерболат Досаев. Национальному центру качества дорог поручено увеличить число контрольных выездов, тщательнее проверять строительные дорожные материалы и расширить периметр инспектирования.

Теперь специалисты центра будут вести контроль не только за магистральными дорогами, но и более локальными – второстепенными, внутриквартальными и даже внутридомовыми. Аким Алматы пообещал рассмотреть увеличение финансирования для этих мер, если потребуется.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/zhanakazakhstan/1966360-almatinskie-zastroyschiki-vozvedut-shkoly-a-dorozhnye-podryadchiki-zaplatyat-za-narusheniya/