Как проходит «техническая революция» в системе казахстанского образования

Опубликовано:

Студентка в библиотеке
Иллюстративное фото: pexels.com

Каким образом решаются проблемы и какие надежды связаны с развитием отечественного технического образования читайте в материале NUR.KZ.

Смена курса

Дефицит выпускников вузов с техническими специальностями – одна из многолетних проблем казахстанского рынка труда. В конце 90-ых годов и начале XXI века гуманитарные факультеты, число которых постоянно росло, пользовались огромной популярностью у абитуриентов. В результате рынок труда получил и до сих пор получает избыточное количество дипломированных юристов, экономистов, финансистов и менеджеров различных направлений. А квалифицированный сварщик, слесарь, инженер, крановщик, каменщик, токарь – стал на вес золота.

В 2022 году самыми востребованными профессиями в Казахстане станут программист, логист, архитектор, инженер, фермер, сварщик, биотехнолог, химик, агроном и эколог. Среди всех – ни одной гуманитарной. Компании, как правило, готовы платить квалифицированным специалистам оклад, значительно превышающий среднюю зарплату. Однако найти такого специалиста – самое сложное.

Президент страны Касым-Жомарт Токаев в одном из своих обращений заявил, что «пора увлечения гуманитарными профессиями прошла» и что «приоритет нужно отдать техническим специальностям». Изменения должны коснуться в том числе и образовательной программы «Болашак». По словам Президента, она будет переориентирована на технические специальности. Кроме того, в Казахстане планируется открытие филиалов ведущих университетов мира, где из наших студентов будут делать квалифицированных специалистов-технарей.

Молодой ученый
Иллюстративное фото: pexels.com

Проблемы рождают проблемы

А много ли в стране тех, кто уже сейчас может в университетских аудиториях воспитывать будущих инженеров, архитекторов и сварщиков? Как выяснилось, недостаток компетентных педагогов (как в колледжах, так и вузах) – основная проблема отсутствия талантливых кадров. Долгие годы приоритет, а соответственно и львиная доля финансирования, отдавался гуманитарному сектору. Это повлекло за собой огромные потери в преподавательском составе технических направлений. Заниматься наукой стало невыгодно. Учить юных слесарей и электриков – непрестижно.

Еще одна проблема – плохо налаженная связь между учебными программами университетов и требованиями рынка труда. Зачастую выпускники вузов учатся тому, что в практике им никогда не пригодится. В то же время реально необходимые знания и навыки у вчерашних бакалавров отсутствуют. Казахстанские работодатели жалуются, что молодого сотрудника в большинстве случаев приходится учить, чем, по логике, должны заниматься университеты. В конце концов бизнесмен предпочитает нанять более опытного работника, а начинающий – отправляется в число безработных.

На 2021 год в Казахстане насчитывалось 129 вузов, из них только 14 – исключительно технические. Да, еще есть университеты, имеющие и гуманитарные, и технические факультеты, но тем не менее этого недостаточно. Из 14 технических вузов сразу 8 находятся в Алматы – очевидный дисбаланс в распределении по стране. Кроме того, ровно половина всех вузов основана еще в советское время.

Работник на заводе
Иллюстративное фото: pexels.com

Нужен хороший работник – воспитай сам

В последних рейтингах технических вузов лидерские позиции занимают алматинские КазНИТУ имени Сатпаева и КБТУ, Карагандинский технический университет, а также Восточно-Казахстанский технический университет имени Серикбаева. При ранжировании учебных заведений учитывались академическая деятельность вузов, экспертная оценка, репутация у работодателей, оценка студентов и выпускников.

Некоторые компании давно задумались о подготовке молодых кадров. Например, холдинг «Казахмыс» больше десяти лет назад открыл два колледжа – в Сатпаеве и Балхаше. Там вчерашние школьники могут овладеть технической специальностью, а затем получить работу в корпорации. Общее число студентов – более 1000 человек, которые обучаются по 18-ти специальностям. Учебный процесс в корпоративных колледжах построен в формате дуального обучения. Теоретические знания студенты приобретают в аудиториях, а практические навыки оттачивают на будущем рабочем месте – в цеху и на заводе. К сожалению, такой подход к техническому образованию в Казахстане пока скорее исключение, нежели правило.

Касым-Жомарт Токаев
Фото: akorda.kz

Незамедлительные действия

В феврале Президент страны Касым-Жомарт Токаев сделал заявление о грядущем открытии в Казахстане филиалов ведущих российских технических вузов. Среди них – Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский государственный технический университет им. Баумана и Национальный исследовательский университет им. Губкина. Появление в стране филиалов этих признанных учебных заведений позволит значительно усилить подготовку студентов технического направления, чему поспособствует привлечение к занятиям квалифицированных российских педагогов.

Осуществление учебного процесса будет проходить на территории нашей страны: это удобно с логистической точки зрения и выгодно с финансовой стороны. Намного дешевле выборочно приглашать компетентных преподавателей сюда, нежели отправлять за рубеж целые группы казахстанских студентов минимум на 4 года. Отправка перспективной молодежи на обучение в другие страны еще и чревата тем, что наши талантливые кадры в конце концов остаются за рубежом. Открытие филиалов больших университетов позволит минимизировать подобное явление.

Действия по реформации образовательной программы «Болашак» также не заставили себя долго ждать. В Министерстве образования и науки РК отметили, что в текущем году число грантов на технические и IT-специальности увеличится с 36% до 60% от суммарного количества всех бюджетных мест.

«Министерство образования и науки РК запустило процесс переориентирования программы «Болашак» по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева. Акцент делается на подготовке инженерно-технических кадров. Предусматривается введение льготной категории «инженерно-технические работники». При этом поступающие смогут пройти языковые курсы, выбрать учебное заведение из списка вузов, рекомендуемых для обучения в рамках программы, после присуждения стипендии», – отметил президент АО «Центр международных программ» МОН РК Ануар Жангозин.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/zhanakazakhstan/1960567-kak-prohodit-tehnicheskaya-revolyutsiya-v-sisteme-kazahstanskogo-obrazovaniya/

Автор: Зауре Копжанова
Как проходит «техническая революция» в системе казахстанского образования