Переговоры США и Ирана в Омане. Помогут ли они предотвратить войну?
Опубликовано:
В Омане завершились переговоры между США и Ираном при участии оманских посредников, за ходом которых, затаив дыхание, следили все страны Ближнего Востока. По сути это была лишь непрямая встреча, в ходе которой сторонам предстояло решить, стоит ли вообще продолжать диалог. По окончании дня министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи заявил, что иранская и американская делегации согласились двигаться дальше по пути взаимодействия.
По словам Арагчи, который возглавляет иранскую делегацию в Омане, день прошел в позитивной атмосфере.
Хотя еще несколько часов назад это было неочевидно. Сторонам не удавалось согласовать даже повестку переговоров, не говоря уже о начале диалога по существу.
Между тем, ставки этой встречи были высоки. Президент США Дональд Трамп не отказывается от намерений ударить по Ирану, если тот не пойдет на уступки, и переговоры в Омане могли в равной степени помочь избежать большой войны в регионе или спровоцировать ее.
Американскую сторону на переговорах представляли спецпосланник президента Трампа Стив Уиткофф и зять Трампа Джаред Кушнер.
Эти переговоры, как и предыдущие между Ираном и США, проходили в формате челночной дипломатии, когда посредники передают позиции сторон, не сводя их напрямую за одним столом.
Иран заранее предупреждал, что готов говорить только о своей ядерной программе. В среду иранское информационное агентство «Тасним» анонсировало, что переговоры будут непрямыми и их тематика будет ограничена ядерным вопросом и отменой санкций в отношении Ирана.
Однако США намерены требовать от Тегерана уступок по нескольким направлениям, включая ракетный арсенал и поддержку иранских прокси в регионе. Чтобы склонить иранскую делегацию к сговорчивости, Соединенные Штаты сосредоточили у берегов Ирана свой военный контингент.
В середине дня министр иностранных дел Омана заявил, что большую часть времени обсуждения были сосредоточены на подготовке надлежащих условий для возобновления дипломатического и технического диалогов.
Дата следующего раунда будет назначена после ряда консультаций Тегерана и Вашингтона с их оманскими коллегами. Но даже приблизительные сроки не называются.
Угрозы Трампа
4 февраля, за два дня до встречи в Омане, госсекретарь США Марко Рубио сказал то, о чем уже неоднократно говорили представители США: повестка переговоров, с их точки зрения, должна быть намного шире.
«Для того, чтобы переговоры привели к чему-нибудь конкретному, они должны охватывать определенные вещи, включая дальность их [Ирана] баллистических ракет, включая поддержку террористических организаций по всему региону, включая их ядерную программу и включая их обращение с собственным народом», — цитирует Рубио агентство AFP.
Дональд Трамп тем временем продолжает угрожать Ирану ударами. США перебросили в район Персидского залива авианосную группу с десятками боевых самолетов и ракет, и пресса уже несколько дней передает «утечки» из Белого дома о том, что Трамп изучает варианты ударов по Ирану.
«Я бы сказал, что ему [верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи] нужно очень беспокоиться», — ответил Трамп в среду на вопрос телекомпании NBC News.
Затем Трамп заявил, что Иран после 12-дневной войны прошлым летом, когда Израиль и США нанесли удары по иранским военным и ядерным объектам, задумал построить некий новый ядерный объект.
«Они думали на тем, чтобы начать строить новый объект в другой части страны. Мы узнали об этом, и я сказал: если вы это сделаете, мы сделаем вам очень плохо», — сообщил Трамп.
Иранские власти и военные на угрозы Трампа отвечают, что нанесут удары по американским базам в регионе (их около 20 в разных странах), а также по странам-союзницам США.
«Тегеранские сторонники жесткой линии, близкие к верховному лидеру, заявляют, что на угрозы США военной силой Иран должен отвечать контругрозами, а не приглашениями к переговорам. Повысить вероятность войны им, возможно, удалось», — сообщает корреспондент Персидской службы Би-би-си Касра Наджи.
Сбитый дрон и угроза танкеру
Новое противостояние американцев с иранцами уже вылилось в два инцидента.
Во вторник американские военные заявили, что сбили на Аравийским морем иранский дрон-разведчик «Шахед-139», который, по их словам, агрессивно сближался с авианосцем Abraham Lincoln.
Как заявило Центральное командование США, беспилотник был сбит самолетом F-35.
Иранская государственная пресса заявила, что этот беспилотник осуществлял разведывательный полет и что связь с ним была потеряна по неизвестным причинам.
В тот же день Центральное командование США заявило, что два катера Корпуса стражей исламской революции при поддержке многоцелевого беспилотника пытались остановить и захватить в Ормузском проливе танкер под флагом США.
Британская компания Vanguard, занимающаяся охраной судоходства, уточнила, что иранцы, приблизившись к танкеру, приказали остановить судно и приготовиться к их высадке на борт, но танкер вместо этого прибавил ход и просто продолжил путь.
Выбор Омана и «красная линия»
Изначально переговоры предполагалось провести в Турции, но Иран настоял, чтобы они прошли в Омане. Специалисты по региону отмечают, что это подчеркивает нежелание Тегерана обсуждать что-либо, кроме ядерной программы.
Как пишет агентство Reuters, ссылаясь на анонимное официальное лицо из ближневосточного региона, Иран хочет, чтобы эти переговоры выглядели как продолжение ирано-американских переговоров о ядерной программе, которые начинались прошлой весной именно в Омане.
Корреспондент Персидской службы Би-би-си Касра Наджи добавляет, что Иран считает Оман более дружественной страной, чем Турцию.
Те переговоры были прерваны, и в июне США, включившись в воздушную кампанию Израиля против Ирана, нанесли удары по иранским ядерным объектам. Израильская же авиация уничтожила большую часть ракетного арсенала Ирана.
Иран всегда утверждал, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер, а после тех ударов заявил, что и она полностью остановлена.
Однако, по оценке МАГАТЭ, Иран накопил не меньше 408 кг высокообогащенного урана, и США хотят, чтобы он отдал их на хранение в другую страну.
Что касается ракет, то Иран заявлял, что после июньской войны восстановил их запас.
Тегеран заявлял и продолжает заявлять, что не намерен соглашаться ни на какие ограничения в отношении своих баллистических ракет и что это для него — «красная линия». По мнению иранского руководства, обладать ракетами, способными долететь до Израиля, ему позволяет его законное право на самооборону.
Не желает Тегеран обсуждать и поддержку им союзных вооруженных группировок и партий в регионе.
Поэтому каких результатов стороны смогут достичь на встрече 6 февраля в Маскате, совершенно не ясно.
- "Запаситесь водой и лекарствами": США призвали своих граждан немедленно покинуть Иран
- Глава Минфина США признался, что его ведомство помогло вызвать массовые протесты в Иране
Нашли ошибку в публикации? Сообщите нам об этом.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/world/2340657-peregovory-ssha-i-irana-v-omane-pomogut-li-oni-predotvratit-voynu/