Какие свадебные обряды и традиции казахского народа дошли до наших дней
Опубликовано:

Свадьба – это важный семейный обряд, который занимает особое место в быту казахского народа и проходит в несколько этапов. Свадебные традиции и обычаи передаются из поколения в поколение с древних времен. В современном мире некоторые из них утратили свое значение, однако есть и такие, которые сохранились. В материале NUR.KZ разберем, какие свадебные традиции дошли до наших дней и какое значение они имеют.
Первое знакомство будущих сватов: какую роль играет кудалык в свадебном обряде
Подготовка к свадьбе в казахской семье начинается задолго до самого торжества. Первыми шагами на этом пути становится сватовство – Кұда түсу, древний обряд, с которого начинается установление будущих родственных связей между семьями жениха и невесты. В заранее оговоренный день делегация родственников жениха во главе с главным сватом – "Бас құда" отправляется в дом невесты, чтобы официально просить ее руки. Семья девушки заранее готовится к столь важному визиту: накрывается праздничный дастархан и готовятся угощения.
Сватовство сопровождается национальной музыкой, звучащей в исполнении на домбре, и обрядом Шашу – гостей встречают, осыпая их сладостями и монетами, что символизирует благословение и щедрость. Гостей усаживают на почетные места, после чего начинается главное – разговор о браке.
Если отец невесты дает согласие на брак, подается традиционное блюдо құйрық бауыр, состоящее из вареной печени и курдючного сала. Это не только знак согласия, но и символ уважения и единения двух семей.
Қалың мал: как изменилась традиция выкупа невесты в современном Казахстане
Обряд Қалың мал издавна занимал особое место среди казахских традиций. В прошлом, по завершении сватовства, семья жениха преподносила калым. Чаще всего в виде скота: верблюдов, лошадей, овец или крупного рогатого скота. Жестких правил относительно размера выкупа не существовало: он определялся статусом и положением семьи невесты. Чем более знатной и обеспеченной была семья девушки, тем выше был размер калыма.
В наше время значение этого обычая заметно трансформировалось. Традиция сохраняется в основном в южных регионах Казахстана и, как правило, выражается в денежной форме. Размер калыма также варьируется – он зависит от договоренностей между семьями и материального положения жениха.
В современном обществе вместо традиционного выкупа родители молодоженов предпочитают другой способ поддержки: помогают с обустройством семейного быта, предоставляют денежные средства или делают подарки на начало совместной жизни. Таким образом, Қалың мал из символа родственной связи и уважения к семье невесты превращается в акт доброй воли и поддержки молодоженов.
Сырға салу: что означает обряд надевания сережек невесте
Одним из ключевых этапов казахской свадебной традиции является обряд Сырға салу. Это церемония надевания сережек невесте, который считается символическим признанием девушки как невестки и частью семьи.
По традиции, золотые серьги надевает либо будущая свекровь, либо снохи жениха. После этого невесту целуют в лоб или щеки и говорят свои благопожелания. Особое значение придается материалу украшений: серьги должны быть исключительно золотыми, ведь в казахской культуре девушки всегда сравнивались с золотом.
В разных регионах обряд сопровождается дополнительными подарками. Так, матери невесты преподносят "ана сүтінің ақысы" – благодарность за ее материнский труд, которая может выражаться в денежной форме или ювелирных изделиях. Также вручается "құдағи қоржын" – корзина или сумка с подарками, в которую кладут сладости, украшения, сувениры и детские игрушки.
Қыз ұзату: как казахи провожают невесту в новую семью
Одним из самых трогательных и символичных этапов казахской свадьбы считается обряд Қыз ұзату. Это торжественные проводы невесты из родного дома, организуемое семьей девушки, зачастую сопоставимо по размаху с полноценной свадьбой. Для казахского народа Қыз ұзату – не просто традиция, а важное культурное событие, наполненное глубоким смыслом и эмоциями.
В день церемонии девушка прощается со своими родными, домом и детством. В завершение церемонии перед ней расстилают белую тканевую дорожку "ақ жол", которая олицетворяет чистую и светлую семейную судьбу. В этот момент исполняется обрядовая песня "Сыңсу", наполненная печалью расставания и теплотой благодарности. Особое условие – невесте нельзя оглядываться назад: это символизирует устремленность в новую жизнь.
В конце этой символической дороги невесту ждет жених, чтобы увезти ее в свой дом. Вместе с девушкой передается "қыз жасау" – приданое, которое может включать украшения, одежду, мебель, бытовую технику и другие вещи, необходимые для обустройства быта молодой семьи.
Беташар: как знакомят невесту с новой семьей
Беташар – один из самых красивых и эмоционально насыщенных обрядов казахской свадьбы. Он проводится в день Үйлену той – главного свадебного торжества, и символизирует первый шаг невестки в новую семью.
До начала церемонии лицо невесты скрыто специальной вуалью - "шымылдық". Только во время беташара в торжественной и поэтичной форме ее представляют родственникам жениха. Во время обряда акын играет на домбре и поет песни, в которых поименно упоминает членов новой семьи, рассказывается об их достоинствах и роли в роду.
По традиции, каждый из родственников, чье имя звучит в песне, подходит к невесте и преподносит "көрімдік" – денежный подарок за возможность впервые увидеть лицо новой родственницы.
Завершается беташар символически: свекровь аккуратно приподнимает вуаль с помощью домбры, открывая лицо невестки.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2233625-kakie-svadebnye-obryady-i-tradicii-kazahskogo-naroda-doshli-do-nashih-dney/