Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Заслуженный учитель Казахстана рассказала о детстве, секретах профессии и подходе к ученикам

Опубликовано:

Фото
Фото: из личного архива Валентины Бочаровой-Сущевой

Учитель продолжает жить в своих учениках. А, чтобы это произошло, нужно заслужить, что называется, потом и кровью. Так считает заслуженный учитель Казахстана Валентина Дмитриевна Бочарова-Сущева. Корреспондент NUR.KZ встретился с педагогом и узнал о секретах ее деятельности.

Профессия для многих членов ее семьи стала призванием. Общий стаж династии Бочаровых насчитывает, без малого, 170 лет.

Сегодня Валентина Дмитриевна проживает в Арыси на юге Казахстана. В 87 лет она все чаще отказывается от интервью, но для нас заслуженный учитель сделала исключение. Богатая библиотека – первое, что бросается в глаза. Да и нас Валентина Дмитриевна встречает с распечатанным и сплетенным в книгу сборником стихов Андрея Дементьева в руках.

«Это подарок от бывшей ученицы», — позже пояснит она.

За чашкой горячего, ароматного чая Валентина Дмитриевна готовится окунуться в воспоминания.

Валентина Бочарова-Сущева
Валентина Бочарова-Сущева. Фото: из личного архива Валентины Бочаровой-Сущевой

«Нас у родителей было восемь. Так случилось, что росло только шестеро. Жили мы небогато. Все-таки война. А в послевоенные годы было еще сложнее. Папа ласковый был, мама построже. Гордая, никогда помощи не попросит. Всегда говорила всем: «У нас всего хватает». А на самом деле, тяжело было. Но надо отдать должное моим маме и папе. Несмотря на все это, они старались, чтобы мы все получили высшее образование», — вспоминает Валентина Дмитриевна.

Так и случилось. Все дети окончили высшие учебные заведения. К тому же, практически все сестры, отучились на учителя русского языка и литературы. У истоков династии стояла старшая сестра Бочаровых.

«Но вдохновила нас, можно сказать, наша тетя. У мамы тоже была большая семья. Мама в школу проходила всего месяц. Потом война, после, если помните, махновское движение. Так мама больше и не вернулась в школу. Все буквы, письмо она изучила самостоятельно. Но одна из ее сестер, тетя Клава, когда они уже подросли, окончила педагогическое училище на Кавказе. Она стала учителем начальных классов, работала в школе. Учителем стала и моя старшая сестра Людмила Дмитриевна. Она вела русский язык и литературу», — продолжила рассказ Бочарова-Сущева.

Очень скоро выбирать пришлось и Валентине Дмитриевне. Определиться нужно было по возможности быстрее, сразу после школы, чтобы материально разгрузить родителей. Она решает подать документы в медицинский институт. Но судьба распорядилась иначе.

«Цель была у меня поступить в медицинский институт. Но потом я увидела картину некрасивую очень, нас отвели в морг, там было столько тел. Тогда я подумала – нет, забираю документы. И получилось так, что я просто сдала экзамены в педагогический институт. Сказать, что я случайно там оказалось, конечно, нельзя. Голова то у меня работала, так что все с легкостью получилось. А дальше уже потянулся за мной шлейф. Преподавателем стали сестренки Ольга и Наталья. Вот так мы и стали учителями. Профессия тяжелая, но мы ее освоили», — делится наш собеседник.

В 1957 году Валентина Дмитриевна окончила педагогический институт, приехала в город Арысь. В местную школу директор сначала отказывалась ее принимать. Мол, смущает, что это временно.

«Помню, директор мне сказала: «Красивая девочка, красивая. Не хочу я вас принимать». Я тогда сильно удивилась. Оказалось, что в школе уже все укомплектовано, хотели взять учителя на постоянное место. Директор так и сказала: «Зачем мне временный учитель?». Но, оказалось, тогда был свободный первый класс и, с мыслью «Бочаровы все толковые», директор меня приняла. Вот так я пришла поработать временно, а осталась там на 41 год», — рассказывает она.

Школа буквально стала вторым домом, признается учитель. Здесь она нашла и друзей.

«Столько друзей у меня было, которых я ценила и любила. Сейчас никого уже не осталось. Если я дружила, то с первого и до последнего дня. Ни они меня не подводили, ни я их. А связь мы держали, где бы они ни были», — отметила Валентина Дмитриевна.

Классы она вела с первого и до выпускного. Тогда была девятилетка. Самым первым ее выпускникам сегодня уже по 75 лет, 1948-1950 годов рождения.

Первый выпуск В.Д. Бочаровой-Сущевой. 1958 год
Первый выпуск В.Д. Бочаровой-Сущевой. 1958 год. Фото: из личного архива Валентины Бочаровой-Сущевой

«До сих пор не забывают. Неожиданными звонками всегда радуют, а некоторым из них уже по 75 лет, на минуточку. У меня сохранилась фотография. Потрепанная фотография, правда. Ей очень много лет. Сделана была в 1958 году. Как раз закончили первый класс. Сегодня из них 10 человек уже нет с нами. Ученица Надя недавно мне звонила. С 8 марта поздравляла, прислала мне подарок. Она знает, как сильно я люблю стихи Андрея Дементьева. Книгу, к сожалению, у нее не получилось найти. Но это ничего. Она сделала сборник стихотворений сама. Распечатала, сделали переплет. Я уже несколько раз успела все прочитать. Там 357 его стихотворений. Многие я выучила наизусть, хотя бы отдельные выдержки. Это мелочь, но это тоже кусочек моей прожитой жизни», — расчувствовалась Валентина Дмитриевна.

За время работы в школе каждый день случилась казусные, интересные моменты. Веселые, а порой не очень. Но по словам Валентины Дмитриевны, положительных было все же намного больше, нежели негативных.

«Одна из историй, которая мне сейчас вспомнилась – это поездка в Ленинград. Было это в конце 70-х. Целый класс повезла. Со мной, правда, была еще одна учительница. Поехали мы без путевок, на руках только банковское перечисление. Я Ленинград хорошо знала, поскольку жила там некоторые время. Приехали, я оставила детей с учителем на вокзале, а сама побежала к телефону. Звоню по номеру, а мне отвечают «Организация юного техника слушает». Я поняла, что что-то не так. Говорю: «Я из Казахстана детей привезла, на руках документы и перечисление». А они мне: «Ничего не знаем». Кладу трубку и думаю, куда же мне детей теперь пристроить», — рассказывает она.

Погода в тот день не задалась. Был проливной дождь. Под ним Валентине Дмитриевне полгорода пришлось оббежать, прежде чем выход все же нашелся.

«Поехала в Смольный институт. Захожу, а на календаре суббота. Объясняю ситуацию, там решают меня все-таки пропустить. Все это время я мокрая от дождя, рыдаю навзрыд: меня ведь на вокзале 38 детей ждут. Зашла в один из кабинетов, объяснила, что привезла детей из Казахстана, уехать можем только через полмесяца, а на руках только банковское перечисление. Сначала сказали, что ничем помочь не могут. Но потом нашли решение. Нас позже определили, разделили на две школы. Там мы и находились все это время. Я сама организовывала все экскурсии, поскольку я человек искусства, музеи и театры – мое хобби», — поделилась Бочарова-Сущева.

С детьми, по словам Валентины Дмитриевны, всегда удавалось с легкостью установить контакт. Найти подход было сложно, но она старалась.

«Вся сложность профессии, на мой взгляд кроется в том, что детки маленькие за тобою тянутся. Куда поведешь, туда они за тобой и пойдут. Помню, что удивительно, когда я пришла на первый урок, было ощущение будто я создана для этого первого класса. Все шло очень гладко. Я никогда не повышала голос, говорила вполголоса, можно сказать, шепотом. Позже, когда они стали старше, тишина была только на моих уроках. Здоровье у меня было слабенькое, как, наверное, у всех детей войны. Бывало, уезжала на лечение, горькие слезы были: «Как мы без вас целый месяц?». Хотя я только-только начинала работать», — добавила заслуженный учитель.

А секрет прост – нужно любить каждого ученика.

«Даже к самому непослушному хулигану я относила с любовью. Любила ли я свою профессию? И любила, и ненавидела. Любила ли я учеников? Иногда чрезмерно. Учитель живет в своих учениках. Но не каждый учитель живет в сердцах своих учеников. Учитель должен быть, в первую очередь, порядочным. Я никогда не любила ложь, подхалимство. А вот хулиганство мальчишечье признавала. Нужно любить всех и детей, и их родителей. Бывало, что жили, ночевали у меня по несколько дней дети. В основном из неблагополучных семей. Разговаривала с родителями. Решали проблему. Детей нужно любить и, конечно, жалеть надо», — поделилась наш герой.

Фото из личного архива Валентины Дмитриевны
Фото: из личного архива Валентины Бочаровой-Сущевой

Удивлялись коллеги Валентины Дмитриевны и тому, как очень просто она находила подход даже к сложным ученикам. С некоторыми сложно было совладать настолько, что у других педагогов опускались руки, но только не у учителя русского языка и литературы.

«Любой учитель должен понимать, что надо, в первую очередь, еще раз повторюсь, любить учеников, какие бы они ни были. Пусть даже хулиганы. Но если найдешь подход, не будут такими. У меня однажды был случай. В пятом классе мы проходили Максима Горького. Произведение «Детство». Там была бабушка Акулина Ивановна. Главное, когда она коня вытаскивала из горящего сарая спасая, я еще детям тогда сказала: когда вы у меня будете в девятом классе, мы будем проходить с вами Николая Некрасова, тогда вы мне напомните и про сюжет этого произведения», — рассказала Валентина Дмитриевна.

Прошло несколько лет, та история, казалось бы, забылась. К тому же в школу приехала комиссия – суета, волнение.

«В девятом классе проходим «Мороз, красный нос» Некрасова. Был у меня ученик Виталий. Все говорили – вот вредный он, а у меня был к нему особенный подход. Кому-то он нагрубит, а меня прям слушал. На уроке у нас представители комиссии присутствовали. Слушали, как мы новое произведение проходим. Тут вижу, Виталик руку настойчиво тянет. Я даю ему возможность сказать. А он мне: «Валентина Дмитриевна, в пятом классе, вы сказали, когда будем проходить Некрасова, напомнить вам о сюжете из Горького про бабушку и ее коня. И, как раз мы проходим «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Я тут же ему говорю, садись «пять» тебе за память. Вот такие моменты действительно дорогого стоили. Это кусочки моей прожитой жизни. Мои крупицы гордости», — вспоминает она.

Особенный подход у нашего героя был и к родителям детей. Уже на первом собрании, она обращалась ко всем по имени и отчеству. Быстро удавалось запоминать. Знать имя – это уже один весомый шаг к установлению хороших взаимоотношений.

«Им очень нравилось. Для меня было важно подобрать свой ключик к каждому. Я очень любила детей, и очень не любила, когда родители их наказывали. Я обязательно шла к ним домой, разговаривала, как с родителями, так и с ребенком. Было важно быть не только учителем, было важно, чтобы дети чувствовали, что я также их друг. Так получалось выстроить доверительные отношения с ними. Они меня за это по-своему благодарили. Иногда у меня тоже были тяжелые периоды в жизни. Дочь маленькая. Из садика забирать некому. Директор мне последними уроки понаставит. В садике ругаются. Я детей попрошу, бывало, тихонько посидеть, старшего назначу на каждом ряду и бегом в садик. Прихожу они пишут, читают. Тишина. А в соседних кабинетах шум, а с ним там учитель уроки ведет. Это дорогого стоит», — говорит Валентина Дмитриевна.

Порой было не все так гладко. Приходилось работать над собой, проводить бессонные ночи за планами, ездить по городам и делиться опытом.

«Почему я любила свою работу? Все просто, потому что у меня получалось. Я понимала, как может быть тяжело начать свой педагогический путь. Поэтому, это, наверное, больше совет мои коллегам, когда приходят молодые учителя не надо их на второй план ставить. Учителя, которые имеют уже огромный багаж опыта, стаж, вы их к себе приютите. Передайте свой большой опыт. Нельзя молодежь оставлять без присмотра и помощи. Иначе куда кривая выведет, туда они и пойдут. Надо любить, в первую очередь, детей. Какая бы не была обстановка, достойно надо через нее переходить. Отделять, где черное, где белое. Надо любить. Ты учитель, но не забывай, ты тоже был учеником», — говорит Бочаров-Сущева.

Сестры Валентины Дмитриевны
Сестры Валентины Дмитриевны. Фото: из личного архива Валентины Бочаровой-Сущевой

Сестры Валентины Дмитриевны тоже имели большой педагогический стаж. Старшая Людмила Дмитриевна проработала почти полвека. Автор многочисленных стихотворений. Еще одна сестра Ольга Дмитриевна проработала в школе около 25 лет, а Наталья Дмитриевна свыше 50 лет отдала обучению детей. По стопам пошла и дочь Валентины Дмитриевны.

«Я была против. Не разрешала. Потому что понимала, насколько это тяжелая работа. Ты должен отдаваться ей полностью. Но меня она, конечно, не послушала. Сегодня работает учителем начальных классов. Замечательный педагог. Я ею горжусь», — поделилась она.

Сама Валентина Дмитриевна провела десятки обучающих семинаров и конференцией не только в Казахстане, но в российских городах.

«Я очень много работала над собой. Всегда старалась передать свой опыт, знания другим. Конечно, это сказалось на здоровье. Помню, как-то я получила приглашение на конференцию в Ярославль. Я там выступала и в моменте поняла, что уже со своей работой прощаюсь. Тогда оставалось до пенсии года полтора или два. И сегодня, когда я встречаю своих учеников, когда я слышу от них «Вы учитель от Бога», я понимаю, что все не зря. Я была на своем месте. Там, где была нужна», — резюмировала заслуженный учитель Казахстана Валентина Бочарова-Сущева.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2019378-zasluzhennyy-uchitel-kazahstana-rasskazala-o-detstve-sekretah-professii-i-podhode-k-uchenikam/

pixel