Швея, повар, парикмахер: безработные в Казахстане осваивают новые специальности

Опубликовано:

шитье
Фото: pixabay

Обучиться по востребованной специальности в учебной организации или сразу на рабочем месте позволяют казахстанцам курсы краткосрочного обучения, в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы.

С развитием современных технологий, быстрые изменения затронули и рынок труда. Долгое время существовавшие формы занятости сегодня исчезают, появляются новые отрасли, профессии, специальности, требующие постоянного обучения и совершенствования навыков.

По прогнозам Всемирного экономического форума, до 2025 года в мире могут исчезнуть около 85 млн рабочих мест, при этом появятся 97 млн новых. Такие быстрые изменения вынуждают уже сегодня пересмотреть подходы к подготовке специалистов. Традиционное образование, предусматривающее учебу в течение нескольких лет с акцентом на теоретические знания, уже не успевает за быстро меняющимися запросами на рынке труда. Требования работодателей меняются, рабочие места усложняются, и чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, сегодня необходимо адаптироваться и обучаться на протяжении всей жизни.

Для подготовки и переподготовки кадров по востребованным профессиям и навыкам в Казахстане, в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы, предусмотрен ряд направлений краткосрочного профессионального обучения для безработных. Это – краткосрочное профессиональное обучение в организациях образования либо учебных центрах при организациях работодателей, имеющих право на образовательную деятельность.

В учебных организациях курс подготовки длится не более шести месяцев, длительность зависит от особенностей квалификации и навыков, которые нужно освоить.

Важный момент – профподготовка в учебных организациях проводится по запросу работодателей. Это уже гарантия того, что участник проекта после курса профобучения не будет отправлен в «свободное плавание» в поисках работы, для него уже предусмотрено рабочее место.

При этом не все работодатели могут подать заявку на подготовку для них работников. Участвовать в национальном проекте могут компании, работающие более года, регулярно производящие налоговые и другие социальные отчисления, не имеющие просроченной задолженности по заработной плате. Прошедшие отбор работодатели включаются в перечень, который составляют органы занятости и утверждает специальная комиссия на ближайший год. При этом, по мере необходимости перечень может обновляться в течение года.

повар
Фото: pixabay

Свой тест на пригодность проходят и учебные организации, которые проводят курсы для безработных. Они получают государственный образовательный заказ, поэтому должны соответствовать требованиям, которые устанавливает национальная палата предпринимателей «Атамекен». Отбор проводят региональные палаты предпринимателей, в нем участвуют учебные центры при организациях работодателей и ассоциациях предпринимателей, колледжи проекта «Жас Маман», частные учебные центры и колледжи.

Требования к обучающим организациями включают обязательное использование элементов дуального обучения (теоретическая часть и не менее 60% производственной практики) и наставничества. Также необходимо наличие не менее 6 месяцев опыта проведения профессионального обучения с выдачей свидетельства или сертификата о сдаче квалификационного экзамена, либо наличие лицензии на образовательную деятельность по специальностям технического и профессионального образования (ТиПО). В учебной организации должны быть преподаватели с опытом работы на производстве не менее одного года, материально-техническая база и образовательные программы, согласованные с работодателями и региональными палатами предпринимателей.

Одно из важных требований – уровень трудоустройства выпускников учебной организации до ее включения в реестр должен быть не ниже 60%.

Претендентам, желающим пройти профобучение, нужно предоставить в центр занятости небольшой пакет документов. Он включает удостоверение личности, справку о состоянии здоровья по утвержденной форме, номер карточного счета в одном из банков и, при наличии, документы, подтверждающие ранее полученное образование и трудовую деятельность.

Перед тем, как направить безработных на обучение, в центрах занятости проводят социальную профориентацию. На этом этапе претендентам помогают разобраться, как проходит обучение, по каким навыкам и куда можно трудоустроиться после завершения курса.

Краткосрочное обучение в рамках национального проекта проходит как очно, так и онлайн, в зависимости от выбранной специальности и навыков. Принцип дуального обучения предусматривает помимо теоретического обучения не менее 60% практики на базе предприятия или организации работодателя. За пропуски занятий и неудовлетворительные оценки при прохождении промежуточной аттестации учащийся может быть отчислен. В таком случае у безработного есть возможность пройти обучение повторно, но только через год и не более одного раза.

С безработными, при принятии их на обучение, заключают четырехсторонний социальный контракт. Сторонами выступают сам учащийся, работодатель, учебная организация и центр занятости населения. На основании социального контракта обучающимся платят стипендию в том же размере, что и студентам организаций ТиПО, предоставляют при необходимости материальную помощь на оплату проезда, проживания и медосмотра.

После успешного завершения обучения в рамках нацпроекта безработный получает сертификат государственного образца, подтверждающий приобретенные знания и навыки, и в течение 10 рабочих дней работодатель трудоустраивает его на ранее заявленную вакансию не менее чем на 12 месяцев. В этот момент завершается социальный контракт и начинает действовать трудовой договор.

Еще один вариант краткосрочного профессионального обучения в рамках Нацпроекта предусматривает получение необходимых навыков на рабочем месте у работодателя. В этом случае проверку для включения в реестр проходят не учебные центры, а сами компании, предоставляющие рабочие места. Для участия в национальном проекте работодатель должен подтвердить наличие статуса действующего юридического лица или индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории РК, деятельность более одного года, отсутствие просроченной задолженности по налогам, взносам и отчислениям. Необходимо наличие материально-технической базы и квалифицированных работников с профессиональным практическим опытом работы на производстве не менее одного года, наличие индивидуальной программы подготовки кадров по рабочим квалификациям.

Также, как к учебным центрам, к работодателям предъявляется требование по трудоустройству. На момент подачи заявки показатель трудоустройства лиц, прошедших обучение на предприятии, должен составлять не менее 60%.

Районная или городская комиссия утверждает перечень работодателей, по заявкам которых будет организовано обучение. Центр занятости заключает с работодателем, включенным в реестр, договор на организацию и финансирование обучения безработных на рабочем месте.

Для учащихся работодатель составляет индивидуальную программу и предоставляет квалифицированного наставника. После завершения курса проводится квалификационный экзамен, сдавшим его выдается сертификат о приобретении профессиональных навыков и предлагается трудоустройство на рабочее место на срок не менее 12 месяцев.

В период прохождения курса на базе работодателя учащиеся получают заработную плату, ее выплачивает центр занятости. Размер зарплаты составляет 20 МРП (61 260 тенге), но в зависимости от сложности выполняемой работы работодатель за счет собственных средств может установить дополнительную надбавку.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения, на 1 ноября 2022 года в реестр включены 670 учебных организаций. Это колледжи, учебные центры на предприятиях работодателей, самостоятельные учебные центры и другие.

В текущем году профессиональным обучением в учебных организациях планируется охватить 11 тыс. человек, по итогам 10 месяцев направлены 10 604 безработных. Уже завершили прохождение курса 4 599 человек, из них 3 704 - трудоустроены. Из направленных на обучение 1558 претендентов выбрали швейную специальность, 1379 предпочли учиться на повара, 861 – на парикмахера. Также 680 учащихся выбрали специальность «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 639 решили обучиться на кондитеров.

К обучению на рабочем месте за 10 месяцев приступили 1869 претендентов. По данным на 1 ноября, уже завершили учебу 284 человека, из них трудоустроены 265. Среди обучающихся самой популярной также оказалась специальность «швея», ее выбрали 283 участника нацпроекта, на втором месте – парикмахер, на которого предпочли учиться 200 претендентов. Освоить навыки повара решили 130 человек, бухгалтера – 85 человек, продавца непродовольственных товаров – 65 человек.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1997660-shveya-povar-parikmaher-bezrabotnye-v-kazahstane-osvaivayut-novye-spetsialnosti/