KZ

О возможностях креативной индустрии рассказали казахстанские художники

Картина
Фото: NUR.KZ

Современное искусство – отражение нашей действительности, духовных поисков и представлений. Наша страна богата талантливыми людьми, которые вкладывают часть себя и своего мироощущения в творчество и искусство в целом.

Развитию креативной индустрии сейчас уделяется больше внимания, чем когда-либо, потому что она содержит в себе высокоинтеллектуальный и экономический потенциал, который давно ощутили в других странах мира.

Имена наших отечественных художников известны далеко за пределами Республики. Одни из них – Нурай Медеуова, Арыстан Смагулов и Армат Бектас – представляют нашу страну на ЭКСПО-2020 в Дубае в период с 11 по 14 октября 2021 года.

Вернисаж выставки «Линии процветания» от галереи «Sal-Seri»

Столичную арт-галерею «Sal-Seri» признали одной из лучших в Казахстане. Нурай, Арыстан и Армат создали ее около года назад. Теперь они порадуют гостей ЭКСПО своими работами на вернисаже выставки «Линии процветания».

Идейным вдохновителем и автором концепции галереи стала Нурай Медеуова. Она познакомилась с искусством в школьные годы, когда брала уроки рисования у Арыстана Смагулова. Он помог девушке сформировать свое художественное мышление.

Нурай окончила Эдинбургский университет и, вернувшись в Казахстан, стала активно участвовать в творческой жизни столицы. Так, в конце 2020 года была открыта галерея «Sal-Seri», которая знакомит публику с творчеством художников Казахстана, как молодых, так и состоявшихся.

Нурай Медеуова – спонсор галереи и меценат, она считает, что новый художественный центр поможет стать изобразительному искусству более доступным и понятным. Живописные работы талантливой художницы тяготеют к абстрактному экспрессионизму. Они отражают дух казахской культуры, передают историю своего народа современным образным языком.

Картина
Фото: NUR.KZ

Пейзажные и жанровые работы члена Союза художников РК Арыстана Смагулова наполнены радостью бытия, воздухом казахской земли, энергией цвета и движения. Мастер около двадцати лет активно участвует в городских, республиканских и международных выставках, преподает станковую живопись в Казахском национальном университете искусств, является постоянным участником симпозиумов, жюри международных фестивалей, проводит мастер-классы. В своем творчестве Арыстан Смагулов развивает реалистическую линию в искусстве, следуя живописной традиции Абылая Кастеева, заложенной основоположником профессионального казахского изобразительного искусства.

Новое направление - искусство в линиях

Сегодня в галерее тихо. Армат Шакирулы занят сборами к поездке в ОАЭ. Вдумчиво отбирает 20 работ, готовит к ним презентацию.

У этого особого места уже есть свои поклонники, постоянные посетители, ведь здесь обитает дух творческой свободы и креатива. В галерее проходят выставки, арт-вечера, обучаются изобразительному искусству дети и взрослые. Второй этаж служит мастерской для художников, где они создают свои уникальные произведения.

«Мы начинали с реализма, экспрессионизма и сейчас работаем в современном контексте, презентуем новое направление, которое стало отличительной чертой нашего совместного дела. Я работаю в линиях, знаках, символах. Поиск своей формы начал с 1996 года. Когда я был в 2004 году в Нью-Йорке, скульптор Эрнст Неизвестный, посмотрев на мои работы, сказал, что я создаю нечто новое, связанное с гармонией и единством в человеке, обществе, природе и между ними. С этого момента началась история моей концепции о философии линии и с 2001 года я начал ее презентовать», - говорит А. Бектас.

В 2002 году Армат представил свою творческую линию на международном саммите по экологии в городе Йоханнесбург, ЮАР. И потом познакомил с ней Италию, Японию, Великобританию, США, Данию, Мексику, Саудовскую Аравию и другие страны, где рассказывал о своей концепции первым лицам государств и находил живой отклик иностранной элиты.

Армат Шакирулы
Фото: NUR.KZ

С детства одержим искусством

Армат родом из Западно-Казахстанской области, за годы своей творческой деятельности создал более 500 работ, большинство из которых проданы. Тягу к прекрасному ощущал с тех пор, как себя помнит.

«Мой отец был агрономом, он рассказывал, что я с 3-летнего возраста был одержим рисованием. Вставал прямо среди ночи, что-то рисовал», - смеется художник.

Чтобы дать ребенку возможность развивать свои способности, семья переехала в Алма-Ату. Мальчик окончил здесь художественное училище, а затем и Алма-Атинский государственный театрально-художественный институт имени Т. Жургенова, факультет монументальной живописи. С 1992 года является членом Союза художников Казахстана, участником многих международных выставок, преподает живопись во дворце творчества «Шабыт».

«Благодаря отцу я стал художником. Я не отвлекался на какие-то другие кружки, плотно занимался художественным обучением. Я понимаю, насколько правильно поступил отец. Сейчас дети в нашем обществе посещают разные секции, они везде и нигде одновременно. Нужно прицельно бить в одну точку, раскрывать свое предназначение. Это очень важно для ребенка. Я хотел бы это пожелать нашему обществу», - делится Армат.
Картина
Фото: NUR.KZ

Новизна концепции – в духовной вертикали

Армат Шакирулы рассказывает, что отцы-основатели современного искусства, кубизма: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан начали первыми ломать форму. Однако абстракционизм не сделал логические выводы из своих открытий, не подвел абстракцию к духовному контексту, служению божественности. Такие картины имеют лишь эстетическую ценность. Поэтому художники тех времен начали искать пути к духовности. К примеру, последняя работа Сальвадора Дали «Ласточкин хвост» привела его к дуге, которая прослеживалась в работах Мондриана, Пикассо.

«В искусстве, как в науке, не обходится без экспериментов, вычислений. И мы тоже занимается формообразованием. Я начал анализировать дугу и пришел к тому, что выявил духовную вертикаль. В моих работах она прослеживается. Все состоит из дуги, и люди тоже. Нам нужна новая светская икона современности в надрелигиозном контексте. Мои работы могут висеть у человека любой национальности, так как здесь все универсальной, понятной формы», - размышляет художник.

Духовная вертикаль художника – общечеловеческая по содержанию и национальная по форме. В своих работах он поднимает вопрос внутреннего единства, целостности, одноликости, к которой должен прийти человек.

Ведь сейчас общество, по мнению Армата, живет двойными стандартами: говорим одно, делаем другое, это признаки шизофреничности.

Картины
Фото: NUR.KZ

Асимметрия – знак сломанных зеркал

Японский ученый Масару Эмото провел эксперимент о влиянии на воду окружающей среды. Структура воды способна меняться под воздействием произнесенных или написанных слов.

Если проговаривать на воду хорошие, добрые слова, ее молекулы кристаллизуются симметрично. Озвучивая слова негативного содержания, кристаллы воды становятся асимметричными.

Размышляя над этим открытием, А. Бектас пришел к выводу, что Кандинский, Малевич, Пикассо работали с асимметрией.

«Это, как сломанные зеркала, мы дома их не вешаем, так как они искажают пространство, действуют деструктивно. Поэтому я думаю, что разрушение общества происходит за счет этой абстракции. Это моя теория. Возможно, я ошибаюсь. Но это научно доказано», - говорит Армат.

В качестве другого доказательства своей теории он вспомнил еще один эксперимент ученых. В помещении с симметричными изображениями человек выздоравливал, сначала на подсознательном уровне, а затем и на физическом. Он не мог врать, даже если бы захотел. В окружении асимметричных картин у людей развивалась шизофрения, раздвоение личности, они становились лгунами. То есть было подтверждено, что визуально форма влияет на нас на клеточном уровне.

Армат Шакирулы привел пример и из своей практики. Однажды к нему на выставку пришел молодой бизнесмен, у которого недавно от рака умер отец. Услышав о свойстве симметрии, он вспомнил, что привез из Европы в подарок отцу репродукцию Пикассо, и отец всегда сидел перед этой картиной, любовался ею. Бизнесмен вдруг понял, что абстракция отрицательно сказалась на отцовском здоровье. Вернувшись домой, молодой человек снял со стены картину.

«Нужно воссоздать культ симметрии»

«Христианские иконы, буддийские мандалы и другие духовные символы базируются на симметрии. Я пришел к тому, что нужно воссоздать культ симметрии. Вот к примеру, заходите в нашу казахскую юрту, она вся украшена симметричными орнаментами. И наши предки были людьми слова и дела, всегда выполняли свои обещания. Они были целостными личностями. Думаю, во многом здесь сыграли роль орнаменты», - делится выводами художник.

Он считает, чтобы глубже укоренить национальную идею единства и миротворчества, которую казахстанцы претворяют в жизнь все 30 лет государственной независимости, нужна новая визуализация этой идеи.

Ведь когда появился ислам, появилась и школа каллиграфии, в христианстве – иконописная школа. В советское время вешали картины тракторов, заводов, чтобы работала визуализация идеологического процесса. А сейчас мы не знаем, что разместить на стене.

Картины
Фото: NUR.KZ

Приходит время глобализации

Человеческое сознание растет, расширяется, поднимается выше религии, потому что приходит время глобализации. Мы рано или поздно должны прийти к общечеловеческому, мы все – земляне.

Жак Аттали, французский писатель, политический деятель, в своем труде «Кочевники» говорит, что общество сейчас приходит к кочевому сознанию. Это концепция развития человечества, суть которой стремление к мобильности, передвижению, переменам, отказ от ненужного накопительства.

«Я хочу визуализировать теорию Аттали в своих работах. Мы должны своей осознанностью выйти за пределы Казахстана. В моих линиях все едино, на волнах: человек, птица, животное. Одна форма содержит посыл с множественными значениями. То есть мы приходим к новому осмыслению визуализации», - делится планами мастер.

На ЭКСПО в Дубае он будет презентовать свою концепцию дуги, духовной вертикали. Тема всемирной выставки «Объединяя умы, создавая будущее» созвучна философии творчества Бектаса. Это, своего рода, грандиозная площадка, где есть возможность рассказать всему миру о новом направлении в искусстве, способном сплотить человечество, сделать его счастливее и гармоничнее.

«Выставка в нашем казахстанском павильоне будет называться «Линии процветания», мы представим свою концепцию при поддержке Министерства культуры и спорта РК», - говорит о предстоящей поездке Армат.

Об арт-рынке, меценатстве и отечественных художниках

Гордостью казахстанской культуры и искусства А. Бектас называет художников-шестидесятников: Абдрашита Сыдыханова, Жанатая Шарденова, Салихитдина Айтбаева. Сейчас в стране появляется много молодых, талантливых творцов живописи. Но, к сожалению, у нас отсутствует арт-рынок, раскрутка молодых дарований.

«Как-то я был в Ницце на выставке изобразительного искусства, и было ощущение, что сюда пришел весь город. Такое у нас можно было видеть на демонстрациях в советское время. У местных жителей ощущается жажда к прекрасному, настрой на творчество, они его очень ценят, поддерживают, это часть их жизни. У нас такого нет. Но, значит, нам есть к чему стремиться», - вспоминает наш герой.

Проводя параллели между отечественным и зарубежным искусством, художник говорит, что в русской культуре развито меценатство, благодаря Третьякову, Мамонтову, Щукину и другим личностям удалось сохранить богатейшее культурное наследие.

Казахстан тоже остро нуждается в меценатстве. В этой связи нужны новые законы, льготы для спонсоров, способствующих развитию искусства.

«Кстати, я заметил такую особенность. У тех, кто коллекционирует картины, хорошая родословная, крепкая материальная база, они в нескольких поколениях сохраняют свой бизнес, а их сознание работает на другом уровне. Коллекционирование – замечательная вещь, помогает саморазвитию», – подмечает Армат.
Картины
Фото: NUR.KZ

Художник должен опережать время

По глубокому убеждению Армата Шакирулы, народ в Казахстане – это люди линий, живущие дружно, сплоченно. Но наши стены в домах пустые. Нет идеологического посыла. А картина работает на подсознательном уровне, программируя наши мысли, поступки, судьбу.

На вопрос, каким он видит современное искусство сегодня и в будущем, отвечает:

«Моя версия – новая икона современности должна быть в линиях. Современное искусство было всегда модной тенденцией. Но уже сейчас проходит этот этап. И что дальше? Что будет после современного искусства? Думаю, появятся такие формы, которые будут формировать новое сознание человечества.

Художники должны опережать время, хотя бы лет на сто вперед. И мы снова возвращаемся к реализму. Вся жизнь человеческая – это цикл, взлеты, падения, что-то уходит, что-то приходит. Реализм я называю «возвращением домой», а абстракция – это путешествие».

«Хочется сделать много полезного для человечества, оставить след, новые слова, новые формы, новые эмоции. Выйти на новый уровень жизни», - в завершении беседы он выразил намерение.

Автор текста Наталья Попова

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1936666-o-vozmozhnostyah-kreativnoy-industrii-rasskazali-kazahstanskie-hudozhniki/