KZ

Железнодорожные династии родом из Турксиба: кто они

Тундыкбаевых
Тундыкбаевы: Фото из личного архива семьи Тундыкбаевых: Facebook

Многие железнодорожные династии берут начало с момента строительства и введения в эксплуатацию Туркестано-Сибирской магистрали. Легендарный Турксиб соединил Азию и Сибирь, вдохнул новую жизнь в казахскую степь, открыл станции, новые профессии, дал надежду на лучшую жизнь. Магистраль оказала огромное влияние на судьбы многих семей.

Трудовая династия Тундыкбаевых началась с укладки первых шпал уникальной магистрали. Основатель династии Маулекей Тундыкбаев - первопроходец-путеец. Он участвовал в строительстве магистрали в Семипалатинске (ныне Семей). Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, от станции Луговая – 19 ноября. А уже 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошел от станции Семипалатинск до станции Сергиополя (ныне Аягуз).

У Маулекея Тундыкбаева была тяжелая работа, которая требовала сил, выдержки, определенных знаний в укладке шпал и рельсов. Всему учился на ходу. Работоспособностью и упорством заслужил авторитет среди коллег и уважение руководства. Вместе с супругой они воспитали четверо детей.

Их сын Айткали пришел на железную дорогу по стопам отца. Общий стаж его работы 43 года, из них 33 года он проработал дежурным по сортировочной горке. Пример верности выбранному делу. Его отличали трудолюбие, ответственность и дисциплина.

Сегодня на железной дороге трудится третье поколение династии - Даулет и Ерлан Тундыкбаевы. Они верны семейным традициям, трудятся честно и добросовестно, как завещали отец и дед.

Ерлан Тундыкбаев работает с 2006 года составителем поездов на станции Семей.

"Нам профессию выбрали отец и дед, мы благодарны им за это, гордимся ими. Мы с братом обязаны стать примером своим детям, передавать им опыт и мудрость", - говорит Ерлан.

Его младший брат Даулет окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева по специальности

«Организация перевозок на железнодорожном транспорте». Начинал составителем поездов, затем был дежурным по станции, поездным диспетчером оперативно-распорядительного отдела. В разное время работал заместителем начальника станций Защита и Семей, начальником станции Локоть Восточного железнодорожного участка, затем – начальником станции Аягоз.

В настоящее время Даулет Тундыкбаев - заместитель директора филиала АО «ҚТЖ – Грузовые перевозки» – «Илецкое отделение ГП» по Восточному железнодорожному участку. Общий стаж трудовой деятельности на железной дороге – около 20 лет.

Продолжает дело деда и его внучка Карина Айткалиева. Она студентка Казахской академии транспорта и коммуникаций. Свое будущее намерена связать с железной дорогой. Это достойное дело.

Железнодорожные династии родом из Турксиба: кто они
Фото из личного архива семьи Абеновых: Facebook

Общий стаж семьи Абеновых на железнодорожном транспорте насчитывает без малого 300 лет.

Четвертое поколение семьи Абеновых работает на железной дороге. Их общий трудовой стаж – 295 лет. Залогом успеха их семьи являются сплоченность и дружба. Из поколения в поколение передается любовь к стальной магистрали.

Родоначальники династии -два деда с материнской и отцовской стороны - ветеран Великой Отечественной войны Абен Балгимбеков и Сауехан Искаков. Они первыми стали трудится на железной дороге.

Абен Балгимбеков проработал 32 года машинистом паровоза в локомотивном депо. Во время войны доставлял на передовую пополнение, военную технику, боеприпасы и горючее.

Сауехан Искаков 33 года посвятил профессии путевого обходчика.

Их дети, Канат Абенов и Шайзат Искакова, создали семью. Они пришли на железную дорогу по стопам родителей.

Канат Абенов за 45 лет своей жизни прошел путь от слесаря до машиниста- инструктора локомотивного депо Агадырь. Он стал для молодого поколения работников депо ярким примером профессионализма и ответственного отношения к выбранному делу. Неоднократно поощрялся руководством железной дороги.

За добросовестный и безупречный труд, значительный вклад в развитие отрасли награжден медалью «Адал еңбегі үшін», ему вручили особый знак отличия – «1 000 000 км безаварийной работы», присвоено звания «Ударник коммунистического труда» и «Ветеран труда».

Его супруга проработала сигналистом на станции Агадырь 30лет. Они воспитали пятерых детей. Шайзат Искакова награждена медалью «Материнства II степени».

Канат Абенов и Шайзат Искакова, как и их родители, своим честным трудом заложили крепкий фундамент династии железнодорожников. Дело, начатое ими, нашло продолжение в детях и внуках.

Первым эстафету принял сын Абенов Талгат Канатович. Он выбрал настоящую мужскую профессию – водить поезда. В данный момент работает заместителем директора Карагандинского эксплуатационного локомотивного депо. Его трудовой стаж – 32 года.

Средний сын Бекзат Канатович - машинист пассажирского движения Карагандинского эксплуатационного локомотивного депо. Выбранному делу он отдал 24 года своей жизни.

Младший сын Сагадат Канатович вот уже 8 лет работает машинистом грузового движения локомотивного депо Агадырь.

Супруги сыновей также трудятся на железнодорожном транспорте. Так, Алия Абенова -оператор по обработке перевозочных документов, стаж работы - 31 год. Асель Абдрахманова -инженер по расшифровке скоростемерных лент, стаж работы 8 лет.

Укимет Даржан-ведущий инженер - технолог Карагандинского отделения ГП, стаж работы 4 года

Дочь Каната Абенова и Шайзат Искаковой, Сымбат Канатовна работает в Акмолинском отделении ГП, стаж на железнодорожном транспорте - 17 лет. Ее супруг - Куат Касенов, работает осмотрщиком вагонов столичного эксплуатационного вагонного депо, стаж работы 24 года.

Традиции семьи продолжает правнук основателей династии - Мади Абенов. На железной дороге он работает 7 лет.

Трудовой путь начал составителем поездов, затем работал дежурным по парку, по станции, поездным диспетчером. В данный момент занимает должность заместителя начальника станции Карабас.

Он вошел в число «100 молодых лиц» в рамках программы развития АО «НК «Қазақстан темір жолы», которая находит самородков среди железнодорожников и дает им возможность профессионального роста. Впереди у династии еще немало долгих и успешных лет.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1868157-zeleznodoroznye-dinastii-rodom-iz-turksiba-kto-oni/

Автор: Диляра Наримбетова
Железнодорожные династии родом из Турксиба: кто они