KZ

Как отличается казахстанская модель медобразования от европейской

Ровно 700 интернов выпустил в 2019 году Медицинский университет Астана. Большая часть из них планирует продолжить обучение в резидентуре. Известно, что казахстанская модель обучения существенно отличается от европейской.

Без пяти минут врач: как отличается казахстанская модель медобразования от европейской
Фото из личного архива Аушра Билотене-Мотеюнене: Facebook

На примере Литвы мы решили узнать о том, как осуществляется обучение специалистов в резидентуре?

Какова продолжительность обучения на бакалавриате и дальнейшая процедура поступления в резидентуру?

На эти вопросы корреспонденту NUR.KZ ответила Заместитель директора по организационному управлению Santaros klinikos Vilniaus university Аушра Билотене-Мотеюнене.

В Литве нет отдельных программ бакалавриата или магистратуры. То есть после 6 лет обучения выпускники получают степень магистра, а после могут продолжить обучение в резидентуре, одновременно осуществляя врачебную деятельность. Те выпускники, которые решили завершить обучение получив степень магистра могут работать в приемном покое, в службе скорой помощи или просто узким специалистом в рамках своей компетенции.

«Порядка 80% граждан поступают на грант. Те, кто принимает решение учиться дальше в резидентуре, в зависимости от специальности обучаются от 3 до 6 лет. По завершении учебы выпускники снова сдают экзамен для получения диплома по узкой специальности и лицензии на осуществление врачебной деятельности. В итоге, после 9-12 лет, человек становится полноценным врачом определенной узкой специальности», - рассказала Аушра Билотене-Мотеюнене.

Во всех европейских странах модель обучение до резидентуры одинакова, отличия появляются уже после. К примеру, в Литве врач-резидент может одновременно учиться и работать. Работа подразумевает – дежурства, быть ассистентом, однако самостоятельно они услуги не оказывают.

«С дипломом магистра могут работать медицинским специалистом, который выполняет функции ассистента врача, оказывать помощь в приемном покое или службе скорой помощи. Тем временем, как в некоторых других странах врач-резидент имеет больше компетенций, то есть могут писать даже научные работы на протяжении 2-х лет», - пояснила она.

Как отметила Аушра Билотене-Мотеюнене, в Литве процесс обучения активно ведется с 1-ого курса, идет совмещение теории и практики. Изучаются такие циклы, как – анатомия, физиология, фармакология. Уже на третьем курсе практические занятия проводятся в больницах, интернатура проходится на 5-6 курса.

«Наши студенты много учатся, программа очень серьезна. Есть студенты, которые стремятся получить дополнительные баллы с 3 по 6 курс, каждый год по одному месяцу. Это является дополнительным преимуществом при поступлении в резидентуру», - продолжила Аушра Билотене-Мотеюнене.

В стране также наблюдается дефицит и профицит по некоторым специальностям. Так, в Литве достаточно кардиохирургов и нейрохирургов, а потому на данные направления выделяется ежегодно лишь по одному гранту. Так же существует проблема нежелания молодых специалистов работать в селах и небольших городах.

В стране также практикуется выдача гранта на резидентуру, с целью подготовки специалистов для работы в селах. Выпускники, в итоге, отрабатывают 3-5 лет по условию договора.

«Например, хирурги, реаниматологи-анестезиологи и другие до последнего курса, начиная со 2-3 курса, подрабатывают, потому что стипендия небольшая. Они учатся в Вильнюсе, а подрабатывают в других местностях, которые порой находятся на расстоянии 120 км от города. Они ездят туда, дежурят или работают в больницах по выходным. Но не все, по окончанию учебы остаются работать в этих больницах», - резюмировала Аушра Билотене-Мотеюнене.

Однако в Литве есть гранты, которые не обязывают работать в определенном населенном пункте по окончании учебы. Некоторые регионы стараются завлечь специалистов, к примеру, предоставляя жилье. В основном же наблюдается ситуация, что в отдаленных районах врачи в возрасте, и бывает их некому заменить.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1825055-kak-otlicaetsa-kazahstanskaa-model-medobrazovania-ot-evropejskoj/

Автор: Диляра Наримбетова
Как отличается казахстанская модель медобразования от европейской