Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Из основателя стартапа в инвесторы: казахстанец о жизни в мире инноваций

Опубликовано:

Шесть лет назад Рустем Акишбеков с двумя единомышленниками основал компанию по производству развивающих роботов для детей Robo Wunderkind. На первых порах продукция привлекла к себе внимание жителей Европы и США. В прошлом году молодой человек отодвинул на второй план деятельность в Robo и стал частью венчурного фонда Arkley в Вене.

Из основателя стартапа в инвесторы: казахстанец о жизни в мире инноваций

Эта организация когда-то вложилась в его стартап. И сейчас он помогает начинающим предпринимателям ступать по пути, который сам когда-то прошел. В интервью Рустем рассказал, какой стартап является «лакомым кусочком» для фонда Arkley, насколько различаются австрийцы и казахстанцы и о многом другом.

-Рустем, сейчас вы живете и работаете в Австрии, но отправной точкой стартапа Robo Wunderkind все же был Казахстан?

- Да, первый толчок нашему проекту был дан в Казахстане. В 2013 году мы выиграли 10 тысяч долларов в самом первом конкурсе «Построй свой бизнес», что стало весомой инвестицией в нашу компанию. После победы люди начали присылать сообщения с просьбами выслать им наш продукт. Тогда пришло осознание того, что спрос на рынке существует. Мы решили все свое время посвятить разработкам и стали развиваться на международном рынке.

Из основателя стартапа в инвесторы: казахстанец о жизни в мире инноваций

Сейчас, в рамках программы «Цифровой Казахстан» в нашей стране активно развивается стартап-индустрия. Есть ли у вас на примете какие-либо проекты из нашей страны с большими шансами получить финансирование от Arkley VC?

- Я всегда стараюсь держать связь с основателями компаний из Казахстана, а также из стран СНГ. Знаком со многими казахстанскими ребятами, которые создают инновационные продукты, и являюсь большим фанатом некоторых из них. Я очень рад, что качественных продуктов, которые завоевывают пользователей за рубежом, становится все больше. И надеюсь, что Казахстан когда-нибудь станет очень весомым игроком на рынке технологий. Сейчас мы ведем переговоры с представителями некоторых компаний, включая тех, с кем я познакомился на конференции Digital Bridge в прошлом году в Нур-Султане. Arkley VC будет инвестировать в эти стартапы, и сейчас мы обсуждаем детали.

- Вообще, каким должен быть стартап, чтобы Arkley «захотел» в него вложиться?

- Бизнес-план для нас не важен вообще. Очень важно иметь реальное видение продукта на следующие несколько лет. При этом у компании должна быть не только идея, но и фидбэк с рынка, то есть какие-то, пусть небольшие, но результаты. Нам нужно увидеть, что потребителей удалось зацепить. Мы также обращаем огромное внимание на состав основателей. В числе команды должно быть, как минимум два человека. Построение стартапа на самом деле процесс нелегкий. Проведу параллель со спортсменами – велосипедистами. Они едут парами и по очереди закрывают друг друга от ветра. Также и здесь, в особо стрессовые моменты, когда одному будет трудно, второй обязательно придет на помощь. Очень тяжело тянуть всю компанию одному человеку.

- Вы на себе убедились в эффективности такой схемы, верно?

- Да, в нашей компании Robo Wunderkind три основателя. И это максимум, я считаю. Если людей будет больше, то много времени начнет уходить на принятие решений, могут постоянно возникать разногласия. И да, без ребят мне было бы гораздо труднее. Arkley заинтересовались нашим проектом, когда у нас уже были достижения: доход 250 тысяч евро, клиенты из 58 стран, и нам нужны были деньги на производство. Важна также всеобщая вовлеченность в процесс работы, нужно быть сфокусированным на чем-то одном – это, пожалуй, секрет успеха. Когда начинаешь работать над стартапом, нужно быть готовым к тому, что успех не придет раньше 5-10 лет. Нужно много и упорно работать. Успешными становятся те, кто не бросает свое дело и может пройти последнюю милю.

- Как вам новое амплуа, не скучаете ли по техническому, творческому рабочему процессу в Robo?

- Специфика работы сейчас совсем другая. Раньше я сам создавал технологический продукт. И на самом деле ничто не сравнимо с этим ощущением, когда ты создаешь то, чего не существовало никогда в этом мире, и люди этим пользуются. Они рады, оставляют позитивные отзывы в интернете. Поэтому, безусловно, я скучаю по этому процессу. Но в нынешней работе у меня есть возможность работать ни с одной компанией, будучи ее основателем, а помогать многим предпринимателям из разных стран строить успешный бизнес. Это меня мотивирует. Я понимаю, что эти ребята идут по тому пути, который я когда-то прошел, и есть возможность предостеречь их от ошибок. Помимо рекомендаций и советов у нас еще есть возможность финансово помогать.

Из основателя стартапа в инвесторы: казахстанец о жизни в мире инноваций

- Планируете ли вы создать ещё один или, может быть, несколько мировых стартапов?

- Сейчас я занимаюсь тем, что помогаю другим компаниям создавать свои мировые стартапы. На самом деле, я считаю, что каждый венчурный фонд – это тоже стартап. В настоящее время мы создаем глобальную компанию, которая будет заниматься инвестированием в компании СНГ, Центральной Европы, США. И у меня есть прекрасная возможность участвовать в становлении такой международной организации, будучи партнером в фонде.

- Рустем, расскажите, как вы учили английский? Ведь тем, кто ставит себе цель выйти на международный уровень нужно в совершенстве владеть иностранным языком.

- Предприниматели, с которыми я знаком почти все говорят на английском. Они либо учились за рубежом, либо в специализированных школах в Казахстане. Конечно, очень важно знать английский язык. Я закончил казахско-турецкий лицей, но знаний английского, которые приобрел там, не было достаточно. Поэтому можно сказать, что я учил язык, пока создавал Robo. Когда только приехал в Австрию, владел слабым английским, не бизнес-уровня. К каждой встрече приходилось готовиться, учить определенные фразы, смотрел видео о том, как правильно говорить с потенциальным инвестором, как писать письма. Поэтому советую просто начинать что-то делать и параллельно учить язык, чтобы мотивация была прочной.

- Интересно узнать, какие технологические новинки вам нравятся, чем вы пользуетесь?

- В первую очередь продукцией Robo, я учусь программировать. Любимый цифровой аксессуар на сегодняшний день – AirPods, я думаю, что это самый лучший и полезный продукт за всю историю Apple. Также основатель компании Waverly Labs подарил мне беспроводные bluetooth-наушники, которые помогают переводить разговорную речь на любой другой язык. Я считаю, что за такими продуктами будущее. Им сейчас сложно конкурировать с такими гигантами как Microsoft и Google, но я надеюсь, что у них все получится. Еще очень удобная штука – gps-трекер Tile, его можно прицепить к любой вещи и по телефону найти свои потерянные ключи, сумку и другое.

- Молодежь неравнодушна к таким штукам. А что вы скажете по поводу вовлечения в технологический мир более взрослых людей?

- Мне кажется, что взрослое население в Казахстане больше связано с цифровыми технологиями, чем в Австрии, потому что здесь немного консервативное общество, и не у всех людей старшего возраста есть смартфоны. Не все местные пользуются банковскими картами. Взрослые люди, особенно старики, привыкли расплачиваться наличными. Казахстанцы же активно пользуются Instagram, переписываются в соцсетях и мессенджерах, пользуются банковскими и кредитными картами.

Из основателя стартапа в инвесторы: казахстанец о жизни в мире инноваций

- Многие ребята, смотря на вас, вдохновляются, хотят добиться таких же вершин. А на кого, в свое время равнялись вы?

- Я с детства являюсь фанатом Стива Джобса. Даже сама компания Robo Wunderkind появилась благодаря ему. Когда я учился в школе, с восторгом смотрел презентации Apple и даже помню, как в свет вышел самый первый iPhonе. Помню тот момент, когда Стив Джобс рассказал на сцене якобы про три гаджета – телефон, айпод, интернет-коммуникатор. А потом оказалось, что все это один продукт. Тогда я понял, что тоже хочу создать свою компанию потребительской электроники. Моя мечта сбылась. Также меня очень мотивировал в свое время Бруно Мейсонье – французский предприниматель в сфере робототехники. Он основал компанию Aldebaran Robotics в 40 лет, посвятив всю молодость банковской сфере.

- Что вы думаете о конкуренции? Наверняка ваш продукт не был первым в Вене или в других городах Европы?

- Мы были в числе пионеров в мире, одной из самых первых компаний. Всего на тот момент существовало три-четыре стартапа этой направленности. Через год появилось еще 20-30. Самые слабые «умерли», их уже нет на рынке вообще. Сильнейшие же до сих пор работают, развиваются и по итогу кого-то из них будет ждать большой успех. Конкуренция всегда важна, это говорит о том, что эта ниша интересна. Отсутствие же – вызывает сомнения.

- Я наблюдаю, что казахстанские разработчики все свое время отдают работе, живут проектом. Скажите, как у вас обстояли дела?

- Я находился в таком режиме года четыре, когда не было даже кратковременного отпуска, что в итоге не всегда, наверное, правильно. В жизни ничего не было, кроме моей компании. Думаю, что первые 2-3 года можно так поработать, это говорит о вовлеченности в процесс. Но все равно нужно иметь здоровый образ жизни, что предполагает и здоровые отношения с противоположным полом, и здоровое питание. Нужно иметь баланс, работать много, достигать, но в то же время не прогорать. Это я только сейчас понимаю. Потому что в итоге все равно компании нужен здоровый руководитель. Когда компания вырастет, никто не захочет работать на морально и физически уставшего директора.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1793983-iz-osnovatela-startapa-v-investory-kazahstanec-o-zizni-v-mire-innovacij/

pixel