Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Что такое Халал сертификация и как развивается Халал сектор в Казахстане

Опубликовано:

Халал
Фото: РГП на ПХВ "Национальный центр аккредитации" Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК

Как часто у прилавков магазинов или в точках общественного питания Вы слышите слово Халал либо видите знак حلال ? Знакомы ли Вы с этим термином? Ведущий специалист Национального центра аккредитации Шаршамасов Нурмат Талгатович подробно рассказал все об этом понятии.

Халал – это система ценностей для более полутора миллиарда человек, приверженцев Ислама, одной из динамично развивающихся религий. Буквально, с арабского языка Халал означает «дозволенное» и регулирует практически все сферы жизнедеятельности мусульман, начиная от потребляемой пищи, сферы услуг, и заканчивая межличностными отношениями. Отметим, что в священной для мусульман книге есть порядка дюжины ссылок на дозволенное и запретное.

Так, согласно Канонам Ислама к употреблению в пищу разрешено все, на что нет указаний как запретное. Запретным же является мертвечина, кровь и продукты, полученные из нее, мясо свиньи, заколотое не по требованиям религии животное и еще некоторые животные и птицы. Как мы видим, в священных текстах, оговаривается лишь определенный круг запрещенной к употреблению пищи.

Однако откуда у рядового потребителя найдется столько знаний и компетенции, чтобы с беглого взгляда на продукт проверить наличие в нем запретного и определить его Халал статус, прежде чем употребить? Если раньше с этим не было проблем в силу локализации производителей на внутреннем рынке, а вопросы Халал статуса не ставились по адату (обычное право мусульман), то с влиянием на жизнь каждого человека глобализации, открытости мирового рынка и развития технологии консервации в пищевой и химической промышленности следить за трендами стало практически невозможно.

Для того чтобы покупатели могли потреблять продукты без опасения ненароком нарушить религиозные обычаи, в последние десятилетия во всем мусульманском мире активно развивается сфера аккредитованной Халал сертификации. Стимулом к развитию сферы послужило появление и широкое распространение продуктов, в составе которых содержатся запретные для мусульман ингредиенты, полученные из свинины, мертвечины, крови животных, ГМО, или канцерогенные вещества и алкоголь, а также, консерванты, пищевые добавки, ферменты и микроорганизмы не-Халал происхождения.

Таким образом, в отличие от традиционного понимания, в настоящее время, признается, что Халал это комплексная структура цепи поставок и производства, которую можно охарактеризовать следующим тезисным выражением: «Аккредитованная Халал сертификация – это целостная система качества, на всех этапах которого проверяется каждый аспект производственного цикла и дальнейшего продвижения Халал продукции “от поля до вилки”».

Участие же производителей и дистрибьюторов Халал продукции и услуг в международной торговле создает предпосылки для их прохождения аккредитованной Халал сертификации, что, в свою очередь, делает Халал сертификацию скорее нормой, нежели исключением. Ведь только аккредитованная Халал сертификация, в силу своей специфичности способна обеспечить доверие мусульманских потребителей и предотвратить любые недоразумения относительно Халал статуса продукта или услуги.

Так что же такое аккредитованная Халал сертификация?

Аккредитация – это официальное признание независимого лица (Орган по аккредитации) того, что другое лицо (Орган сертификации) компетентен, выполнять работы в рамках заявленной области деятельности. Слово «accredo» с латыни переводиться как «Доверие». Иными словами, Орган по аккредитации (объект) выдает кредит доверия, подтверждая готовность к работе заслуживающему доверия Органу по сертификации (субъект) на оценку соответствия производителя (заявитель) установленным требованиям стандарта(-ов). Вот так, в общих чертах, выглядит система оценки соответствия: аккредитация – сертификация и испытания – продукт.

Правильный подход по выстраиванию любой системы аккредитованной сертификации, включая Халал, должен начинаться с разработки и принятия, необходимых для работы этой самой системы, стандартов. Только при наличии всех необходимых стандартов, выстраивается полноценная система. Сами стандарты делятся на уровни/категории. Так, одни стандарты устанавливают требования к процедуре аккредитации. Другие к процедуре испытаний, а третьи к процедуре сертификации, в том числе: сертификации процессов производства продукции и услуг, менеджмента качества и компетенции персонала, помещении, хранения, дистрибуции и т.д.

Каковы преимущества аккредитованной Халал сертификации?

Аккредитация повышает доверие к Органам сертификации. В свою очередь, Органы сертификации передают высокие требования стандарта(-ов), которым они следуют, производителям Халал продукции. Производители, посредством сертификации предоставляют потребителям продукцию, позиционирующуюся как экологически чистая, произведена с соблюдением норм Ислама, и отличается высоким качеством. Следовательно, положительный эффект аккредитованной Халал сертификации распространяется на конечного потребителя. Наряду с этим она дает производителям решающее преимущество и возможность вырваться вперед в конкурентной борьбе на быстрорастущем глобальном рынке Халал индустрии.

По оценкам экспертов, объем производства мирового рынка Халал индустрии оценивается в 2 триллиона долларов США в год. При этом более 20% жителей земли мусульмане, а Ислам – официальная религия более чем в 30 странах мира. В совокупности эти показатели дают рынку Халал индустрии темпы роста порядка 5,2% в год. К 2030 году прогнозируется прирост мусульманского населения только в странах с мусульманским большинством до 2,3 миллиарда человек.

Добавьте к этому прогрессирующую покупательскую способность самих мусульман и рост числа мусульман в традиционно не мусульманских странах, а также возрастающий интерес к Халал продукции потребителей из числа не мусульман – сторонников ЗОЖ. Между тем, деятельность по аккредитованной Халал сертификации продолжает развиваться, охватывая не только пищевые продукты, напитки или услуги, но и косметику, предметы личной гигиены, фармацевтику и другие товары народного потребления. Таким образом, прогнозируется, что в обозримом будущем объем производства глобального рынка Халал индустрии составит порядка 3 триллионов долларов США.

К истокам Халал сертификации в Казахстане.

В Казахстане слово Халал стало входить в обиход в конце девяностых – начале нулевых, и ассоциировался с мясом и мясными продуктами (Конечно же, казахстанцы были знакомы с нормами Ислама и раньше, до революции 1917 года и в первые десятилетия советской власти, но сейчас не об этом). Как правило, оно означало либо отсутствие свинины в колбасных изделиях, либо убой дозволенных к употреблению мусульманами животных согласно требованиям Шариата.

Чуть позже потребители стали обращать внимание на отсутствие свиного сала в говяжьем и бараньем фарше. Доверяя заверениям продавцов частных лавок и ритейлеров крупных сетей о Халал статусе их продукции, потребители покупали эти продукты. Тем не менее, отсутствие системности в данной сфере сподвигло предприимчивых людей предоставлять предприятиям пищевой промышленности услуги по «Халал сертифицированию» их продукции. Казалось бы, начала выстраиваться система контроля качества Халал продукции и услуг. Как сильно и в какую сторону изменилась ситуация в данной сфере по состоянию на сегодняшний день?

Начнем с того, что в 2005 году на отечественном рынке стали появляться первые, «компаний, проводящие Халал сертифицирование». В том же 2005 году был принят первый национальный стандарт СТ РК 1353-2005 «Колбасы вареные “Халал”. Общие технические условия». На прилавках стали появляться «сертифицированные» продукты, с маркировкой «حلال». Новый лейбл не мог не привлечь внимание любопытный глаз покупателей, а радости практикующих мусульман не было предела, поскольку «новинка» экономила время на поиски продуктов удовлетворяющих их религиозные убеждения.

Это, в свою очередь, на какой-то период укрепило доверие казахстанских мусульман к производителям Халал продукции. Однако, после неоднократного появления в СМИ информации об обнаружении в колбасных изделиях некоторых производителей ДНК свиньи и других запрещенных ингредиентов, рачительные потребители усомнились в так называемых «Халал» продуктах. Такие инциденты привели к тому, что даже добросовестные производители Халал продукции стали терять репутацию.

Остается неизвестным руководствовались ли вышеуказанным или каким-то международным стандартом «компаний по сертифицированию» при оценке предприятии, поскольку эти стандарты не были в открытом доступе на ресурсах этих «компаний». В свою очередь, это уже нарушение требований доступности информации о процедурах и критериях сертификации. Неизвестно и то, ознакомлены ли были сами производители с требованиями стандарта.

Ведь если ответственный персонал предприятия не знаком с требованиями, которым они должны следовать, то, получается, «компаний», де-факто проводили и продолжают проводить работы по оценке собственной деятельности, которая порой может быть некомпетентной, а аудиторы, в случае их низкой квалификации, вероятнее всего, проводят формальный аудит. Если же производители будут иметь доступ ко всем стандартам Халал, на которые они сертифицируются, то, следовательно, и свое производство они смогут приводить в соответствие с требованием стандарта. В этом случае работа «компании по сертифицированию» будет сведена к подтверждению соответствия или несоответствия.

Открытым остается вопрос аккредитации этих «компаний». По заверению представителей некоторых из них, они аккредитованы в Малазийском органе по аккредитации и работают по их стандартам. Однако подтвердить либо опровергнуть эту информацию так же не представляется возможным. Отсутствие транспарентности в данных «компаниях» не дает возможность фиксировать различного рода нарушения отечественного рынка «Халал сертифицирования». Таким образом, суммируя вышесказанное, можно с уверенностью констатировать, что деятельность по «Халал сертифицированию» в Казахстане фактически сведена до штамповки «сертификатов Халал», а использование знака Халал сошлась лишь на маркетинге и брендирований. Какими бы высокими не были количественные показатели, качественного изменения за прошедшие 17 лет в Халал индустрии страны не произошло.

Есть, куда расти.

Есть ли у нашей страны возможность качественного роста сферы Халал производства? Можем ли мы повысить качество казахстанской Халал продукции до уровня международных требований? В состоянии ли мы нарастить объем производства, тем самым обеспечить внутренний рынок и увеличить экспортный потенциал? Какая роль отведена нашей Республике в глобальном рынке Халал индустрии? Эти, и не только, вопросы беспокоят умы отечественных производителей, экспортеров, государственных органов, да и рядовых граждан.

Последних это беспокоит (прошу прощения за тавтологию) не в последнюю очередь. Так как часть из них заинтересована в качестве потребляемых ими продуктов, а доходы другой части напрямую зависят от маржи с продажи производимой продукции предприятии, на которых они трудятся. Ведь в случае реализации «нашей» продукции в странах Организации Исламского Сотрудничества (а это ни много ни мало 57 государств), и в ситуации, когда сертификаты казахстанских органов Халал сертификации будут признаны, добавленная стоимость этой самой продукции способна вырасти в разы, а география продаж выйти за пределы таможенного союза.

Даже такие исконно не мусульманские страны как Бразилия, Аргентина, Австралия и Индия экспортируют в страны ОИС мясо Халал животных и птиц суммарно на более чем 50 млрд. долларов США в год. Россия и Беларусь также наращивают экспансию своей мясной продукции на Ближний Восток и Центральную Азию. Следует оговориться, что в России и странах Прибалтики, которые, кстати, тоже устремили свои взоры в этом направлении, вопросы продвижения Халал продукции на рынки мусульманских стран решаются в частном порядке, посредством аккредитации местных органов сертификации в зарубежных органах Халал аккредитации.

Определенно, Казахстан имеет огромный потенциал для развития качественного Халал производства, тем самым покрыть нужды внутреннего рынка и удовлетворить спрос самых требовательных потребителей из зарубежных стран. В правильных руках сфера Халал производства может стать стимулом развития и даже драйвером отечественной пищевой промышленности.

Для этого стране нужна четко выработанная политика и тонко настроенная стратегия, а во избежание возможных ошибок и рисков, опереться на опыт других стран, которые в той или иной степени «болезненно» прошли все этапы формирования системы аккредитованной Халал сертификации от количества к качеству. Но что остается безусловным, так это то, что деятельность органов Халал сертификации должна быть открытой и прозрачной, для чего должен быть установлен государственный контроль.

Что нам мешает выстроить правильную систему?

Внедрение новых схем аккредитации – процедура довольно трудоемкая и энергозатратная. В первую очередь необходимо вносить изменения в действующее законодательство и нормативно-правовые акты (не забывая о юридических коллизиях и бюрократии, встречающихся при внесении предложений), разрабатывать новые либо национализировать международные стандарты, набрать и обучить необходимый пул экспертов – аудиторов, а также провести для них стажировку, и наконец, аттестовать их.

Одной из проблем инициативной разработки и внедрения новых схем аккредитованной сертификации в Республике является отсутствие в стране учебных центров способных проводить обучение, тренинги и мастер-классы по новым направлениям, ввиду того, что нет инициатив по внедрению собственных ноу-хау схем, а также, дороговизны внедрения новых международных схем аккредитации. Причина? Причина кроется в банальной арифметике: сроки, по которым учебные центры смогут отбить свои вложения, слишком велики, а риски связанные с отсутствием заинтересованности сторон слишком высоки.

В данном вопросе страна оказалась в ситуации, когда низы не хотят, а верхи не могут. Не могут понять, что вопрос обучения специалистов для процессов внедрения новых схем аккредитации нельзя оставлять на откуп частным учебным центрам. Необходим институциональный орган с независимым бюджетом, укомплектованный штатом профессионалов (с большой буквы) в области не только технического регулирования, но и во всех областях экономики. Конечно же, для того, чтобы не раздувать штат такого органа, можно объявлять конкурсы и предлагать гранты на разработку перспективных направлений.

Это же касается и схемы аккредитации Халал, о проблемах внедрения которого мы пытаемся донести до читателя в этой статье. Справедливости ради необходимо отметить, что об аккредитации сферы Халал в Казахстане заговорили уже в начале 2000 годов. Идейно настроенные люди, полные решимости развивать новое на тот момент для мирового сообщества направление, столкнулись со стеной непонимания и бюрократии в процессе продвижения данной схемы аккредитации: при обсуждениях необходимости разработки стандартов, внесении изменений и дополнений в законодательство и нормативно-правовых актов.

Как заявляют специалисты в области технического регулирования, до настоящего времени было несколько попыток запустить направление по оценке соответствия Халал продукции и услуг в Казахстане. Но все попытки были тщетны. Таким образом, пальму первенства развития данного направления перехватили страны с мусульманским большинством, такие как Турция, Малайзия, Индонезия, и ряд стран Персидского залива.

Так, Организацией Исламского Сотрудничества (ОИС) было создано подразделение по развитию Халал стандартизации при Институте Стандартизации и Метрологии Исламских Стран. Основными задачами Института были вопросы изучения сферы, разработки и принятия стандартов, подготовки кадров, обучение предприятий, устранение технических барьеров в торговле, популяризация стандарта среди стран-участниц ОИС.

К слову, Казахстан является членом этой авторитетной, второй по величине после ООН организации мира с 1995 года. Но, не смотря на долгую историю существования ОИС, первые стандарты его институционального органа появились лишь в 2011 году. Более чем на десять лет опережала казахстанская инициатива по внедрению стандартов Халал. Однако, увы и ах! Но, как говориться, история не терпит сослагательного наклонения. Мы лишь можем извлечь урок из данного кейса, чтоб впредь быть на шаг впереди планеты всей.

Дорога в тысячу миль начинается с первого шага.

Выше мы по возможности «вкратце» попытались описать текущую ситуацию и проблемы связанные с аккредитованной Халал сертификацией, как в мире, так и в нашей стране. Однако у читателя возникает резонный вопрос: а что делается для решения этих проблем государственными органами? Сразу оговоримся, что за все государственные органы, ответственные за сферу Халал мы говорить не можем. Однако постараемся ответить за свой фронт работы. Итак:

В 2017 году был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Национальным центром аккредитации Казахстана и Центром аккредитации стран персидского залива (GAC);

В 2018 году был поднят вопрос о необходимости построения собственной национальной системы Халал с государственным контролем за деятельностью «компаний по сертифицированию», с дальнейшим их регистрацией в Реестре как Органов по Халал сертификации и Халал испытательных лаборатории;

В том же 2018 году Республика Казахстан в лице РГП «Казахстанский институт стандартизации и метрологии» был признан полноправным членом Института Стандартизации и Метрологии Исламских Стран (SMIIC);

В 2019 году было принято окончательное решение по развитию сферы аккредитованной Халал сертификации с выделением бюджетных средств на:

  • обучение специалистов органа по аккредитации;
  • проведение аналитического обзора опыта стран, внедривших систему Халал, с целью адаптации конкретного стандарта(-ов);
  • национализацию и принятие стандарта(-ов) Халал.

По итогам проведенных работ в том же году:

  • Началась разработка нормативной базы;
  • Был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Национальным центром аккредитации Казахстана и Национальной системой аккредитации Эмиратов (ENAS);
  • РГП «Казахстанский институт стандартизации и метрологии» подписал Соглашение с Институтом стандартизации и метрологии Эмиратов (ESMA);
  • Казахстан подписал намерение о сотрудничестве с Управлением по стандартизации стран персидского залива (GSO).

В 2020 году Национальный центр аккредитации Казахстана стал полноправным членом Международного форума Халал аккредитации (IHAF);

В июле 2020 года введены в действие пять стандартов Халал. Таким образом, на сегодня в стране действуют 7 государственных стандартов Халал, в том числе на продукцию – 3, на услуги – 2, на маркировку – 1 и на подтверждения соответствия – 1. Часть из этих стандартов требуют пересмотра/актуализации;

В августе 2021 года вступили в силу новые требования к экспертам – аудиторам, проводящим работу по оценке соответствия продукции. Согласно требованиям все эксперты, вовлеченные в деятельность по аудиту и сертификации, должны будут подтвердить свою компетенцию и квалификацию. По результатам тестирования предполагается, что часть аудиторов перестанет участвовать в оценках.

По состоянию на сегодняшний день специалисты НЦА прошли обучение и стажировку в зарубежном органе по Халал аккредитации, аттестованы первые эксперты – аудиторы по подтверждению соответствия продукции Халал, разработан процесс аккредитации потенциальных ОПС Халал;

В настоящее время ведется работа по национальной адаптации 8 стандартов, в том числе, двух стандартов для аккредитации органов по сертификации. За основу этих нормативных документов взяты стандарты SMIIC и UAE.S/GSO. Это позволит облегчить доступ казахстанской Халал продукции на рынки стран ОИС;

В рамках популяризации и внедрения системы аккредитованной Халал сертификации, а также развития кадрового потенциала, ведутся разъяснительные работы со студентами и преподавателями ВУЗов, предприятиями пищевой промышленности, учебными центрами. Наряду с этим проводятся обучения технических экспертов.

Грамотно выстроив систему аккредитованной Халал сертификации в Республике Казахстан, мы сможем добиться реализации следующих целей:

  1. Выработать единый подход к аккредитации органов по сертификации Халал;
  2. Внедрить целостную систему Халал сертификации;
  3. Привести производство и реализацию Халал продукции в соответствие с международными требованиями;
  4. Вернуть доверие отечественных потребителей к Халал продукции;
  5. Увеличить объем экспортируемой Халал продукции на рынки зарубежных стран.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1975324-chto-takoe-halal-sertifikatsiya-i-kak-razvivaetsya-halal-sektor-v-kazahstane/

pixel