Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Сигареты в законе: Казахстан запустил обязательную маркировку товаров

Опубликовано:

АО "Казахтелеком"
Фото: АО "Казахтелеком"

С 1 октября 2020 года в стране начали действовать новые условия продажи табачной продукции – теперь она подлежит обязательной маркировке. При продаже сигарет с помощью 2D-сканера будет считываться маркировка и вся информация о продаже будет передаваться операторам фискальных данных.

Потребитель с помощью этой системы сможет узнать информацию о происхождении и качестве товара.

В Казахстане планируют оснастить новыми цифровыми кодами пачки сигарет, алкогольную тару, упаковку лекарств и обувь - единым оператором маркировки является "Казахтелеком".

Первым рынком, на котором с 1 октября уже заработала система маркировки, стал сегмент табачных изделий: в рамках пилотного проекта было промаркировано более 500 млн пачек сигарет.

Теперь система запущена в промышленную эксплуатацию и в точках розничной торговли для того, чтобы сократить поступление некачественного продукта на прилавки магазинов. Масштабы контрафакта подакцизной продукции достаточно большой: только в этом году органами государственных доходов выявлено 8 миллионов контрафактных пачек сигарет и 6.2 млн литров поддельной алкогольной продукции на территории страны.

Бикеш Курмангалиева. Фото
Бикеш Курмангалиева. Фото: АО "Казахтелеком"
«С помощью системы маркировки, мы даем потребителю возможность проверить происхождение и качество покупаемого товара, вплоть до даты производства и срока годности: код, содержащий соответствующую информацию, считывается смартфоном. Мы научим потребителя быть более требовательным к товару, государство же получит возможность выводить оборот товара из «тени». Учетная марка, наносимая на товар - это цифровой след товара, который позволяет видеть себестоимость товара, увеличение его цены при каждой последующей продаже. Это скажется в лучшую сторону при налогообложении товаров», - говорит Бикеш Курмангалиева, генеральный директор Центра развития цифровой экономики.

Казахстан не одинок в этом нововведении: сейчас все страны ЕАЭС поэтапно внедряют обязательную маркировку, самостоятельно выбирая перечень продукции. Понятно, что этот процесс воспринимается позитивно далеко не всеми участниками рынка.

Хотя есть и исключения: в Казахстане, к примеру, нанесение цифровой метки на свою продукцию стало плюсом для добросовестных производителей обуви. Теперь с рынка уйдут игроки, использующие подпольные цеха в обход основному производству, считают в НПП «Атамекен».

Евгений Больгерт
Евгений Больгерт. Фото: АО "Казахтелеком"
«По обуви я могу сказать, что это был некий консенсус с рынком: все согласились, что есть большая доля теневого оборота на рынке обувной продукции. Там не было большого сопротивления, сами предприятия согласились участвовать по цепочке в пилотном проекте. Они видят для себя в этом новые возможности по очищению рынка», - отмечает Евгений Больгерт, заместитель председателя национальной палаты предпринимателей.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1882189-sigarety-v-zakone-kazahstan-zapustil-obazatelnuu-markirovku-tovarov/

pixel