Министр труда и соцзащиты о себе, дружбе в правительстве и о многодетных семьях
Опубликовано:
В рамках проекта NUR.KZ «Завтрак с министром» глава самого народного министерства – министерства труда и социальной защиты населения Казахстана Биржан Нурымбетов раскрыл народу некоторые факты о себе, ответил на вопрос о том, почему адресной соцпомощи многодетные семьи могут лишиться из-за нескольких кур в хозяйстве и о том, какие системные проблемы в социальной политике страны он намерен решить.
- Меняли ли вы что-либо в этом кабинете после своего предшественника? Может быть, мебель, или вот картину, например?
- Нет, ничего не менял, вообще у меня этого в характере нет – я не то, что вещи, но и кадры не меняю. Хотя у нас ведь это есть, когда новый руководитель приводит свою команду. Я не сторонник таких подходов. Считаю, что, если здесь люди работали до меня, значит они специалисты, просто нужно с каждым находить общий язык и продолжать работу. А кабинеты и удобства - на втором плане. А вам не нравится картина?
- Нет, что вы. Кстати, о картинах. Я слышала, что в детстве вы лучше всех рисовали портрет Ленина и вообще были очень разносторонним ребенком. Это правда?
- Я был довольно смышленым ребенком, хорошо учился, закончил школу с золотой медалью. Всегда шучу с друзьями, что много чего умею, но ни в чем яркий талант не проявился. У меня были разные увлечения, и да, я рисую. В школьные годы директор школы разрешал и доверял рисовать Ленина только мне.
- Чем еще увлекались?
- Был музыкальным мальчиком, играл на аккордеоне, чуть постарше перешел на гитару. В спорте я - болельщик, и сам тоже люблю играть в футбол. Мне хорошо давались шахматы, был пятикратным чемпионом района, увлекался фотоделом. Вообще, я жил в сельской местности, и потому с детства был приучен к труду. К примеру, я очень хороший штукатур. В студенческие годы, когда мы работали в студенческих отрядах – это было моим большим преимуществом. С 8 класса убирал хлеб на комбайне, с начала помощником комбайнера, потом чуть постарше сам водил комбайн, это был «Енисей».
- Как давно в последний раз штукатурили?
- Когда был студентом, и после окончания университета, в начале девяностых, когда был переходный период и не было доходов, я именно эти свои умения использовал, чтобы зарабатывать. Дома я наверно лет до 40 ремонт проводил только сам, не доверял никому клеить обои. Потом, уже работа поменялась, не было времени заниматься.
- Вы говорите, что любите футбол. За какой клуб болеете?
- Я очень несчастливый болельщик, мои команды всегда проигрывают. Иногда шучу в кругу друзей, что я повлиял на судьбы многих великих футболистов. Когда начинал за кого-то болеть из футболистов, они получали травмы, не попадали на ЧМ, клубы проигрывали в финалах, попадали под дисквалификацию. Мне сегодня интересно следить за игрой европейских клубов, очень люблю «Челси» и «Реал».
- Доводилось бывать на их играх?
- Нет, я вообще мало выезжал за пределы страны.
- А где проводите отпуск?
- У меня к отпуску отношение другое, я 27 лет работаю на госслужбе, и за это время только 4-5 раз довелось посмотреть, как отдыхают в других странах. Но лучший отдых для меня – в родительском доме. Мой отец рано ушел из жизни, но у меня есть мама, ей почти 80 лет. Мне очень хочется бывать с ней чаще, но не всегда получается, поэтому, в отпуск я первым делом спешу к ней, домой. Она живет у меня в Жамбылской области, район Луговской - там шикарная природа, в 12 километрах - горы, воздух, запах детства, рядом с мамой - вот самый лучший отдых.
- Вас лишь недавно назначили на должность министра труда и социальной защиты, и судя по всему, отдых вам пока не светит. Это ведомство, к сфере деятельности которого приковано особое внимание. С какими чувствами принимали портфель?
- Да, это непростое и сложное министерство, которое затрагивает практически каждого человека в стране – от рождения до последних дней. В наши функции входит содействие занятости безработного непродуктивно занятого населения, защита интересов работающих, и обеспечение безопасности охраны труда, оказание специальных социальных услуг. И это не полный перечень функций министерства труда. Вы спрашиваете, с какими чувствами я принимал портфель - наверное только с грузом большой ответственности, и прежде всего, перед людьми. Потому что это министерство должно соответствовать своему названию – социальной защиты населения.
- Как изменился ваш уклад жизни в связи с новым постом? Судя, по-вашему, фэйсбуку, вы стали менее активны в соцсетях, не хватает времени?
- В социальных сетях я давно, но действительно, чуть больше двух месяцев ситуация со свободным временем кардинально изменилась. Сегодня его практически не остается, но у министерства есть аккаунты в социальных сетях, где очень активно идет работа, идет обратная связь с населением. Но свои личные аккаунты я обязательно просматриваю, делать это приходится ночью. Если есть какие-то конкретные обращения, мне удается сделать какой-то скриншот, записать фамилии, и утром я прошу своих коллег, заместителей созвониться, разъяснить, разобраться в ситуации. Но со временем я, конечно, возобновлю свою активность в соцсетях.
- Трагедия семьи Ситтер, которая в феврале этого года потеряла при пожаре во времянке пятерых дочерей, вскрыла немало проблем в социальной политике страны, в частности, многодетных семей. Что вы, как министр труда и социальной защиты, планируете сделать для того, чтобы решить эти проблемы, и чтобы подобное не повторилось?
- Это ужасная трагедия, которая произошла в начале года. Да, можно сказать, что она выявила большие проблемы в социальной сфере, и самое главное – недостаточное внимание со стороны государства, госорганов к конкретной семье. Можно аппелировать цифрами, сказать, что мы ежегодно выделяем на социальные выплаты 3 трлн тенге, обеспечиваем работой, но жизнь и реальность - она иная. В конкретной семье могут одновременно быть несколько проблем – нет работы, жилья, есть дети с тяжелыми заболеваниями. Да, поддержка оказывается – изменились параметры адресной социальной помощи, стали решаться жилищные вопросы многодетных семей, появились новые программы, но я все-таки хочу акцентировать внимание на том, что независимо от того, получает семья АСП и пособия, или нет – обстоятельства могут быть разными. Поэтому самое главное – мы должны знать, в какой конкретной семье какая ситуация. Мы хотим решить этот вопрос системно.
Сегодня наше ведомство обладает мощнейшей информационной системой, у нас есть данные по всем 18 млн казахстанцев, развиваются информсистемы других госорганов, с которыми мы интегрированы. Цифровизация идет большими темпами. Мы сейчас разработали информационную систему и назвали ее «Социальная карта семьи», куда включены 52 критерия – чтобы не происходило в семье – система будет это выявлять. Например, у человека была работа, он ее потерял, или заболел, или стал инвалидом, или его дети пошли в школу. Мы будем видеть – этой семье действительно тяжело, независимо от того, получает она пособия или нет. И на эту семью должны обратить внимание, не только социальная служба, а все госорганы – это и сфера здравоохранения, и образования, и местные исполнительные органы в целом. Все эти службы должны прийти к семье и помочь. А сегодня система построена так: человек приходит сам. Но та семья не пошла, и никто не знал, что она находилась в таком положении. Если мы построим эту систему, думаю, такие семьи больше не останутся без внимания.
- Как так вышло, что людей могут лишить права на АСП из-за нескольких кур в хозяйстве? Или вовсе не назначить пособие из-за лишних 69 тенге, превышающих порог бедности?
- Здесь важно определить точку социальной справедливости. Но АСП – это не пособие, а адресная помощь именно тем, кто находится по доходам ниже черты бедности. Это порог, который исчисляется в тенге, он сегодня равен - 20 789 тенге, даже если доход на 1 тенге выше, это право не наступает. Поэтому здесь важно не разбираться с АСП, для государства важно заниматься повышением доходов населения в целом – повышать заработную плату, работать с работодателями, чтобы они повышали зарплаты, вводить новые пособия. У нас на самом деле доходы небольшие, среднедушевой доход по официальным данным – 96 тысяч тенге, считая и высокооплачиваемые, средняя зарплата по стране – 177 тысяч. Но 75% работников получают ниже этого показателя. А 54% получают меньше 100 тысяч. Поэтому в этой ситуации мы должны заниматься повышением доходов населения, тогда и не будет потребности в АСП, не будет людей, которые живут за чертой бедности.
У меня на приеме было две семьи, у каждой по 5 детей. Одна получает АСП, а у другой доход на 500 тенге выше, и она не получают. Но мы понимаем, что у них жизненная ситуация одинаковая, поэтому 500 тг ничего не решают. И мы, проанализировав ситуацию, поняли, что если у нас сегодня 1 млн 600 тыс получают АСП, из них миллион – дети, то из них более 60% - это дети из многодетных семей. В многодетных семьях доходы не выдерживают и поэтому мы вводим новое госпособие для многодетных семей, которое не будет зависеть от дохода, а будет зависеть от количества детей, дифференцированно, то есть четверо детей – 42 тысячи тенге, пятеро детей – 53 тысячи тенге и так далее.
- Пока одни многодетные семьи, сводящие концы с концами, заставляют вернуть государству сотни тысяч полученных АСП из-за проданной двумя месяцами ранее коровы, другие в это время, имея бизнес и трехэтажные коттеджи, преспокойно получают спецпомощь. Чье это упущение?
- 1,6 млн человек получают АСП. Это действительно хорошая поддержка со стороны государства, большинство эту поддержку на себе ощутили, не просто деньгами. Но мы привлекаем к занятости трудоспособных членов семьи, многие смогли выйти из тяжелой ситуации. К сожалению, были и негативные факты: 74 тысячи семей скрыли свои доходы.
Люди живут в двухэтажных коттеджах, у них во дворе по несколько машин, но они при этом получают АСП, так как у них нет официального дохода. Изначально участковая комиссия, которая состоит из представителей госорганов, общественных организаций, должна была обойти и посмотреть, кто и в каких условиях живет. По закону АСП выплачивается в пределах той суммы, которая предусмотрены в бюжете. То есть вот этот человек, который живет в двухэтажном коттедже, получая АСП, забрал деньги другой семьи, которая действительно в этих деньгах нуждается.
Если говорить об упущении, то я скажу так: не сработали люди, которые принимали заявления на АСП, некоторые этим воспользовались, в итоге такие ситуации имели место.
Поэтому наша задача сделать так, чтобы такого больше не было. Сейчас в Мажилисе рассматривается законопроект – мы усиливаем ответственность и возможности участковых комиссий. Обязательное условие в законе - делать обследование домохозяйств и смотреть на ситуацию, но при это не нужно перебарщивать, смотреть, есть ли у него там в наличии холодильник или куры. Мы разрабатываем критерии, которые действительно будут визуально указывать на положение семьи, на них будут опираться участковые комиссии. В них мы планируем также включить тех же получателей АСП, чтобы они сравнительно оценивали.
- Что насчет бюрократии с предоставлением АСП? Ранее говорилось о том, что при подаче заявления на получение помощи достаточно удостоверения личности. Но получатели повсюду жалуются на трудности со сдачей документов и говорят, что в центрах приема с них требуют многочисленные справки.
- Нюанс в другом, по закону, для того, чтобы назначить АСП, необходимо только заявление. Но АСП сегодня назначается на 6 и 12 месяцев, а в последующие месяцы получатель должен подтверждать свое право, уведомлять о каких-либо изменениях, должен отчитываться, что он сделал на эти деньги. Тем более что есть АСП, которое выплачивается единовременно, за 3 месяца. И вот то, на что население жалуется, связано именно с этими процедурами после назначения АСП. Я, например, лично, не сторонник вот таких вещей. Чем больше процедур, условий, отчетов, тем больше мы создаем проблем. И такие вещи даже подталкивают население, на то, чтобы что-то скрыть. Я за то, чтобы все было проще. До этого года всегда АСП назначалось на каждый квартал отдельно, и тогда никаких отчетов в течение квартала не было. Поэтому мы сейчас хотим снова перейти на такой формат. Перейдя на квартальное назначение выплат, как раньше, я думаю, что этих вопросов с предоставлением дополнительных документов по возникшим новым обстоятельствам не будет.
- Недавно в мессенджерах было распространено сообщение о том, что каждому ребенку в Казахстане, независимо от социального положения и количество детей в семье, государство ежемесячно будет выдавать 11 тысяч тенге. Пресс-служба министерства заявила, что это фейк, а у меня вопрос – почему подобное невозможно?
- Данная информация была, когда мы готовили свои предложения по введению нового госпособия для многодетных, и мы говорили, что на каждого ребенка будет выделяться 11 тысяч тенге. Но ваш вопрос в другом – почему бы на каждого ребенка не ввести вообще. Лично мне, как министру труда, нравится эта идея. Когда-то в советское время было на каждого ребенка мы получали детские пособия, но сегодня мы идем поэтапно, проанализировав получателей АСП, вводим госпособие для многодетных, которые будут без учета доходов выплачиваться в размере почти 11 тысяч тенге. Я не исключаю, что мы будем над этим вопросом работать, нужно будет это комплексно рассматривать. А так сама по себе идея хорошая, но это вопрос будущего.
- Как продвигается выработка механизма по снятию части пенсионных накоплений для определенных нужд, например, покупки жилья или обучения?
Это вопрос, который волнует много людей. Поручение есть, сегодня есть рабочая группа, мы уже 2 месяца над этим работаем, рассматриваем многочисленные варианты. Окончательного решения еще нет, мы планируем, что где-то к середине декабря может придем к какому-то решению. Могу сказать, от чего мы отталкиваемся – мы все имеем пенсионные накопления в ЕНПФ, вкладчиков - 10 млн человек. В ЕНПФ накопилось 10 трлн тенге, то есть по 1 млн тенге на человека в среднем. Если поструктурно посмотреть, то почти 74% имеют накопления до 1 млн тенге, почти 50% - до 500 тысяч. Поэтому вопрос довольно сложный, но мы рассматриваем разные варианты, чтобы человек мог воспользоваться этими накоплениями. Здесь важно помнить о самом главном - предназначении наших накоплений, это накопления на будущую старость. Потому что солидарная пенсионная система постепенно сворачивается, так как действует по стажу до 1998 года. Если быть точным, к 2043 году у нас не будет новых пенсионеров, которым государство будет назначать солидарную пенсию. И оттого роль накопительной пенсионной системы будет очень сильно повышена, она будет главным источником нашего пенсионного обеспечения. Очень много вариантов, мы все их рассматриваем.
- Сегодня на некоторых казахстанских предприятиях зарплата казахстанцев в десятки раз ниже, чем у иностранных специалистов. Какие меры по ужесточению трудового законодательства готового предложить Минтруда?
- Здесь нужно принимать системные меры, во-первых, нужно выявлять факты не только диспропорции оплаты труда, и разных условий труда, из-за которых часто возникают конфликты. В нашем законе есть обязанность обеспечивать равную оплату труда, но нет обязательного требования создания равных условий труда. Сегодня в Мажилисе находится закон, где мы вводим такую ответственность. Вносим изменения в нормативно-правовой акт, который называется «критерий для проверок», чтобы компанию, которая привлекает иностранную рабочую силу больше 30 человек, можно было проверять ежегодно. В планах - вообще поменять некоторые подход по определению квот и выдаче разрешений для найма иностранных специалистов. Сегодня по разрешению в стране работает порядка 21 тысячи 300 иностранных специалистов. Мы планируем сейчас в период, когда формируется квота на следующий год, сократить их количество в 2 раза – к тому же ужесточить и свести на нет выдачу разрешений на найм рабочих по 4-ой категории – то есть по рабочим специальностям. Мы их всегда найдем и среди местных. В целом, комплексно будем менять и ответственность работодателя, и усиливать проверки, и менять саму систему выдачи разрешений.
- И финальная пара вопросов: с кем из министров в Правительстве дружите ближе всего?
- Я до своего назначения на должность министра 2 года проработал в федерации профсоюзов, а до этого был вице-министром в двух министерствах. 9 министров, которые сегодня есть в Правительстве - бывшие вице-министры, с которыми мы работали. Можете считать, что я в дружественных отношениях со всем Правительством, нас связывает большой промежуток совместной работы.
- Вы уже третий глава ведомства с начала года. Чем бы на этом посту хотели запомниться, какими делами?
- Я возглавляю действительно очень ответственное министерство, и психологически для руководителя это тяжело. В социальной сфере очень много проблем. Не думал о том, чем бы запомниться, всегда где бы я не работал, мне хотелось решить какой-то вопрос, системно решить. А системных проблем у нас очень много. Мы сейчас занимаемся АСП, у нас большой блок по лицам с особыми потребностями, хочется навести порядок в этой сфере. Взять те же вопросы соблюдения прав работников. О чем вся эта ситуация говорит – о том, что государство не может заставить работодателей уважать законы РК. Единственный орган, который за это ответственен – инспекция труда, но они сегодня ограничены во всем, когда во всем развитом мире, инспектор труда имеет совсем другой статус. Увидел нарушения в любое время – тут же принял меры. У меня одна из профессиональных целей – сделать инспекцию труда таким органом. Сколько здесь получится пробыть, хочу успеть решить вот такие системные вопросы.
Материал подготовлен Асель Кенжалиной
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1826414-birzan-nurymbetov-o-sebe-mectah-druzbe-s-ministrami-i-o-mnogodetnyh-semah/