Почему государство берет под контроль учет ставок букмекеров

Опубликовано:

Предложение внедрить в Казахстане единый для всех букмекерских контор центр учета ставок воспринимается в штыки представителями рынка – они усматривают в этой структуре попытки государства породить монополию, которая будет собирать с рынка часть доходов.

Почему государство берет под контроль учет ставок букмекеров
Иллюстративное фото pixabay.com: Getty Images

Между тем, по мнению экспертов, рынок букмекерских контор в стране недостаточно прозрачен – и более оптимального выхода, чем фиксация ставок в едином доступном для контролирующих органов электронном реестре, в настоящее время просто нет.

Предложение Министерства культуры и спорта РК по внесению в действующее законодательство, регулирующее деятельность игровых заведений и букмекерских контор, нормы о создании в Казахстане Единого центра учета ставок, в котором будут фиксироваться как электронные, так и наличные платежи, стало одной из самых обсуждаемых на данный момент новелл в отрасли.

Исполнительный директор Ассоциации букмекеров Казахстана Айнур Смагулова в апреле текущего года заявила, что обсуждаемая структура «по сути будет выступать в виде "крыши" для всех текущих букмекеров, а взамен они должны будут отдавать ему часть своих доходов».

Отметим, что осенью прошлого года идея внедрения Единого центра учета ставок в Казахстане в предыдущих поправках в законодательство, регулирующее игорный бизнес, была отклонена по совместному согласию правительства, парламентариев и НПП «Атамекен», но менее чем через год власти вернулись к этой идее снова. Почему?

Как вычислить «тень»

Фискальная причина возвращения государства к идее создания Единого центра проста – сейчас никто из экспертов и даже участников рынка не может точно сказать, какой объем занимает «тень». Известно, что в прошлом году казахстанские букмекеры заплатили налоги в объеме 14,4 млрд тенге, при этом эксперты оценивают реальный оборот букмекерских контор Казахстана в $1,5 млрд или в 600 млрд тенге – соответственно, и налоговые поступления от отрасли должны быть выше в несколько раз. Ответ – во сколько именно, и может дать Единый центр учета ставок.

«Одной из существенных проблем госрегулирования отрасли является отсутствие точных сведений об оборотах букмекерских контор, в том числе в онлайн-пространстве, - признавал в 2017 году при первом обсуждении возможности появления такого центра ответственный секретарь министерства культуры и спорта Куатжан Уалиев. - В связи с этим предлагается создание центра учета ставок: все платежи, поступающие в букмекерскую контору наличными или через электронную платежную систему, должны учитываться в нем», - считает он.

Противники этой идеи апеллируют к тому обстоятельству, что букмекерские конторы и так проводят ставки через аппаратно-программные комплексы, однако проблема в том, что это требование не всегда соблюдается в полном объеме даже крупными игроками рынка. Напомним, что в марте прошлого года Генеральная прокуратура Казахстана добилась взыскания с ТОО «Букмекерская контора «OLIMPKZ» недоплаченных налогов на сумму 1,8 млрд тенге, то есть практически десятой части годовых налоговых сборов со всей отрасли.

При таких штрафных санкциях сложно утверждать, что аппаратно-программные комплексы без внешнего контроля являются достаточной гарантией полноты налоговых отчислений в отрасли. Кстати говоря, в августе прошлого года заместитель руководителя ДГД по Алматы Канат Балтабеков сообщил журналистам, что после проведения органами государственных доходов хронометражных обследований в 16 наиболее крупных букмекерских кассах казахстанского мегаполиса на предмет фактических доходов и затрат во время чемпионата мира по футболу в России, та же букмекерская контора «Олимп» внесла в бюджет дополнительный платеж на сумму 2,4 млрд тенге.

Более того, во время проведения чемпионата мира по футболу-2018 в Алматы было выявлено 17 букмекерских контор, не зарегистрированных в налоговых органах, которым пришлось встать на налоговый учет и заплатить штраф на общую сумму более 2,1 млн тенге. Так вот, работай на тот момент Единый центр учета ставок, эти 17 подпольных букмекерских контор просто не смогли бы осуществлять свою деятельность, поскольку онлайн-ставки в обязательном порядке проходили бы через него, а юрлиц, не состоящих на налоговом учете, в его системе не может быть по определению.

Единый центр как средство от мифов

Но 17 букмекерских контор, вообще не выплачивающих налоги – это лишь верхушка айсберга. На деле таких подпольных или полуподпольных контор и в Алматы, и в Казахстане в целом гораздо больше, и они съедают часть пирога тех субъектов рынка, которые работают в белую полностью или частично. Между тем, появление в стране системы, при которой онлайн-ставки можно будет делать только через единого оператора моментально отсечет такие «шарашкины конторы», то есть автоматически увеличит аудиторию легальных игроков рынка.

Здесь напрашивается аналогия с введением в Казахстане обязательной электронной маркировки некоторых видов товаров, за которую легальный бизнес голосует обеими руками при том, что ему придется нести расходы на налаживание системы этой маркировки. Потому что вытеснение теневого сегмента с рынка полностью покроет эти расходы за счет увеличения легального оборота. Появление же Единого центра, в отличие от производителей и продавцов маркируемой продукции, не потребует от букмекеров каких-либо капитальных затрат, то есть даст прирост оборота без дополнительных вливаний (разумеется, если часть их нынешнего оборота не приходится на ту самую «тень»).

Налоговикам же при наличии такой структуры нет надобности «кошмарить» бизнес хронометражем: доходы и расходы букмекеров будут отражаться в общей системе в режиме онлайн, и если сумма их дохода с учетом расходов в виде выплат участникам игры за квартал превысит 2 тыс. МРП или 4,8 млн тенге, то и госорган, и сам плательщик без напоминаний и взаимных претензий увидят факт возникновения налогового обязательства по уплате дополнительного платежа. Более того, появление Единого центра избавит легальный бизнес в букмекерской отрасли от мифов относительно реального дохода некоторых из 8 крупнейших игроков, на которых приходится 90% оборота рынка. Поскольку, когда одному отдельно взятому игроку отрасли экспертами приписывается годовой доход от 200 до 250 млрд тенге, это вызывает вопросы о полноте уплаты налогов не только у фискалов, но и у общества. Которые позволит снять внешняя система учета ставок.

Игроманам вход воспрещен

Есть еще один, социальный аспект деятельности подобных центров: он позволяет ограничить доступ к игре лиц, страдающих игроманией, по заявлению самого игрока или его родственников. В Белоруссии с 2013 года действовал механизм самоограничения граждан, страдающих игроманией, когда по их заявлению или по заявлению их родственников их не пускали в игорные заведения, а также не принимали от них ставки в букмекерских конторах.

Проблема состояла в том, что, пока по истечении четырех лет действия этого самоограничения в 2017 году Минск не принял решение о создании в стране аналога Единого центра – Специальной компьютерной кассовой системы, часть игорных заведений и букмекерских контор этой страны продолжали предоставлять свои услуги гражданам, внесенным в «черные» списки. А вот после того, как ставки стали отражаться в единой системе, игнорировать это требование закона стало проблематично.

В Казахстане, по оценкам экспертов, в настоящее время насчитывается порядка 350 тыс. человек, страдающих игроманией в той или иной форме, и установление государством контроля за ограничением их доступа к ставкам – это вопрос времени.

И опыт Минска показывает, что в этом вопросе лучше сразу создавать единую базу данных, которая автоматически запретит игроману делать ставку.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1798091-pocemu-gosudarstvo-beret-pod-kontrol-ucet-stavok-bukmekerov/

Автор: Тимур Нургалиев
Почему государство берет под контроль учет ставок букмекеров