KZ

Казахстан и Узбекистан будут «продвигать» товары друг друга

QazTrade
Фото: "QazTrade"

В ходе недавнего III Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и Узбекистана одним из направлений развития торгово-экономического партнерства страны выбрали взаимопомощь в продвижении своих товаров.

«В прошлом году Казахстан один из первых в регионе запустил программу экспортной акселерации для экспортеров. Инструмент уже показал свою эффективность: появились новые экспортеры, увеличены поставки действующих экспортеров. Мы готовы поделиться опытом и масштабировать программу на принципе взаимного партнерства: 25 казахстанских компаний, ориентированных на ваш рынок, и 25 узбекских компаний на рынок Казахстана», - заявил министр торговли и интеграции Казахстана Бахыт Султанов.

Поскольку экспортная акселерация рассчитана на малый и средний бизнес, то, как минимум 25 компаний из сектора МСБ смогут закрепиться на рынке соседней страны уже в следующем году.

При этом, что гораздо важнее, взаимопомощь по продвижению позволит не только выявить «болевые точки», мешающие экспорту казахстанских товаров на рынок Узбекистана, но и провести работу по их устранению.

«Программа позволит предприятиям узнать особенности рынков двух братских стран. Помимо этого, будут проанализированы возможности создания совместных предприятий и реализации агрегированного экспорта в третьи страны», - считает заместитель генерального директора компании «QazTrade» Асель Егембердиева.

Программа экспортной акселерации реализуется на базе АО «Центр развития торговой политики «QazTrade» второй год. Бизнес получает полный спектр услуг: от анализа потенциала предприятия и его продукции до содействия в выборе рынка/партнера, поиске покупателя, проведении маркетинговой компании и формировании необходимых документов на экспорт.

В 2020-м году 35 компаний, специализирующихся на производстве продтоваров, стали первыми выпускниками акселератора и были подготовлены к выходу на рынок Китая. Например, теперь мороженое, сгущенка, сливки, сыры и молоко двух казахстанских компаний могут торговаться в Китае: участники акселерации "Молпродукт" и ДЕП были включены в реестр разрешенных импортеров.

Сейчас прорабатывается включение в данные реестр наших мясных участников KazBeef, "Кублей", "Первомайские деликатесы". Уже оказана помощь в отправке пробной продукции наших компаний.

В ходе программы выявился интересный нюанс. Китай – рынок огромный, и у него есть потребности в больших объемах продукции. Но объемы производства в РК не могут покрыть даже половины запросов китайских контрактеров. Например, спрос китайских компаний на мясную продукцию, масла, соусы и соль, производимых участниками акселерации, превосходит текущие возможности казахстанских предприятий в 4 раза.

Впрочем, это не мешает нашему бизнесу торговать: только на последней Международной импортной выставке было заключено экспортных контрактов на 105 млн долларов на поставку мяса, говядины, сухого верблюжьего молока, рапсового масла, гранул пшеничных отрубей и т.п.

В нынешнем году в программе "Экспортный акселератор" принимают участие уже более 100 компаний пищепрома, легкой, химической, машиностроительной промышленности и поставщики услуг. Они «прокачиваются» на экспорт на рынки Китая, России, Ближнего Востока, Центральной Азии. Участники уже прошли диагностику по международной скоринговой модели, для каждого разработан подробный план по выходу на экспорт. И теперь «QazTrade» совместно с международными партнерами, обладающими базой потенциальных покупателей, занимаются поиском клиентов для участников программы.

Что касается Узбекистана, то традиционными товарами для казахстанского экспорта здесь являются медные концентраты и алюминий, металлопрокат, мука, растительные масла, удобрения и продукция машиностроения.

«Учитывая, что программа рассчитана только на малый и средний бизнес, мы будем тесно сотрудничать с Агентством продвижения экспорта Узбекистана и Внешнеторговыми палатами наших стран. Наша задача – не просто выявить и снять барьеры для торговли на рынках друг друга, но и оказать содействие в поиске потенциальных партнеров (покупателей) для товаров обеих стран», - пояснила Егембердиева.

Поддержку экспортного акселератора получат 25 компаний от каждой страны. Данная мера потенциально поможет достичь показатель взаимной торговли до 10 млрд долларов уже в ближайшие 5 лет. Товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном за январь-сентябрь 2021 года составил 2,7 млрд долларов США, что на 31,9% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. По итогам 2021 года ожидается, что объем взаимной торговли достигнет 4 млрд долларов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan-economy/1944453-kazahstan-i-uzbekistan-budut-prodvigat-tovary-drug-druga/

Автор: Зауре Копжанова
Казахстан и Узбекистан будут «продвигать» товары друг друга