Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Маржа розницы: к чему стремится топливный ритэйл

Опубликовано:

Дизель
Фото: Depositphotos

Не так давно обсуждался вопрос развития розничного бизнеса нефтепродукта, поднимались проблемные вопросы розничного бизнеса и существующие механизмы административного воздействия на бизнес АЗС, об этом и многом другом вы можете узнать в материале Inbusiness.kz.

Неоднократно отмечалось, что на фоне негативной динамики курса национальной валюты, роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, казахстанский рынок ГСМ как бы топчется на месте. Данные о росте стоимости бензина на 13% с начала 2021 года активно обсуждаются в Правительстве и СМИ, но мало кто хочет обращать внимание, что данный рост цен на бензин является, в первую очередь, отложенным повышением ставки акциза, которая изменилась еще в январе 2020 года и нашла свое рыночное отражение только после восстановления спроса на бензин на внутреннем рынке. Во всем остальном, на розничном рынке активно работает механизм административного сдерживания цен в рамках годового коридора инфляции.

Ранее уже упоминалось, что на сегодня разница между оптовой и розничной ценой бензина в Казахстане составляет около 17%.

Что такое эти 17%? На сегодня это около 26 тг/литр в бензине Аи-92. Учитывая все расходы между оптом и розницей, а это:

1. Транспортировка от завода до рынка сбыта – около 8 тг/л;

2. Услуги хранения на нефтебазах – 2-3 тг/л;

3. Доставка топлива от нефтебазы до АЗС – 2-3 тг/л;

4. Непосредственно расходы заправки – заработная плата, налоги, коммунальные платежи, текущий ремонт, обслуживание банковских займов – около 13 тг/л.

В итоге на сегодня розничный бизнес имеет доход не более 2 тг/л. Достаточно ли этого для развития АЗС и успешного конкурирования на рынке? Мы думаем – нет.

Можно много рассуждать о необходимости дополнительного привлечения банковских займов в капитальное строительство. Да – это решение вопроса. Но современные требования к инфраструктуре АЗС и текущие рыночные реалии позволяют говорить о долгосрочном возврате таких инвестиций, а это 7-10 лет. Готов ли действующий субъект розничного бизнеса привлекать заемные средства на столь долгие перспективы? Или готов ли банковский сектор финансировать такие длинные проекты в условиях высокой волатильности мирового рынка нефти и нефтепродуктов и административного давления на розничный рынок ГСМ? Данный момент тоже вызывает много вопросов.

В текущих реалиях, субъект розницы может развиваться только за счет собственных средств, а достаточен ли текущий уровень маржинальности бизнеса для инвестирования в развитие торговли – тоже вопрос крайне сложный. Чистый доход розничного ритэйла на сегодня составляет чуть более 1%.

Большинство участников рынка находятся в рисковой зоне сворачивания бизнеса. Пресловутое мнение о сказочных доходах нефтяников уже давно не имеет под собой веских оснований. Высокий уровень доходности нефтяной отрасли обеспечивался в период бума нефтяных котировок. На сегодня нефтяная отрасль находится в весьма сложном положении, пытаясь обеспечить лишь покрытие текущих расходов.

Что же нужно розничному бизнесу для развития конкуренции и возможности инвестирования в самих себя? Мировая практика показывает разницу между оптовыми и розничными ценами на уровне 30%. При этом в понятии «мировая практика» необходимо учитывать относительную приближенность рынков сбыта от НПЗ или морского порта. Казахстанская география на сегодня съедает 8 тг на литре бензина только на расходах по транспортировке между НПЗ и регионом внутри страны.

Фактически мы можем говорить, что 30% разница между оптом и розницей может позволить казахстанской АЗС самостоятельно развиваться. Почему за счет потребителя? Расширение спектра услуг, повышение качества сервиса – все это нацелено на потребителя. Хочешь получать качественный и широкий сервис – заплати.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan-economy/1927995-marzha-roznitsy-k-chemu-stremitsya-toplivnyy-riteyl/

pixel