KZ

Десятки погибших и сотни пострадавших: безопасность поездов ведущих производителей оказалась под вопросом

Несмотря на то, что производители пассажирских вагонов, метропоездов и электричек заявляют о том, что на первом месте для них стоит безопасность и комфорт, для чего внедряются инновационные технологии, реальные факты свидетельствуют об обратном.

Десятки погибших и сотни пострадавших: безопасность поездов ведущих производителей оказалась под вопросом
Фото с pixabay.com: Facebook

Статистика говорит о том, что из-за недостаточного контроля за железнодорожной отраслью и низкого уровня безопасности техники страдают люди – десятки погибших и сотни пострадавших в инцидентах с составами в Европе и не только.

Международный союз железных дорог собирает отчеты касательно аварий и пострадавших в них с 2001 года. Так, с 2012 по 2017 год сократилось количество инцидентов и жертв на 20%. Основными причинами аварий на железной дороге стали проникновение на железнодорожные пути – 51%, аварии на переездах, падение из поездов или на платформе – 5%, организационные сбои или человеческий фактор в системе эксплуатации железных дорог – 16%, а также связанные с погодой или природными условиями аварии – 3%.

Однако именно организационные сбои или человеческий фактор приводят к настоящим катастрофам. И, как правило, громкие происшествия связаны с участием поездов от ведущих производителей.

Например, 11 мая 2019 года в Венгрии загорелся поезд Siemens Desiro, в результате было парализовано движение между станциями. Жертв удалось избежать – пассажиров успели эвакуировать.

18 апреля 2019 года в Сан-Франциско пострадали четыре человека из-за дефекта дверей в вагонах Siemens, они получили травмы. Пассажиры как раз входили в вагон.

В Москве случился сбой в движении поездов из-за неисправности электричек «Ласточка», которые производят ООО «Уральские локомотивы» - совместное предприятие Siemens и Синары. Также в апреле этого года Bombardier железнодорожный оператор DeutscheBahn отказался принимать поезда совместного производства Siemens и из-за дефектов сварных швов.

Масла в огонь долило и то, что эти составы поставлялись в рамках крупного заказа – его сумма составляла шесть миллиардов евро. Производитель должен был поставить более ста составов, и 25 из них уже поступили. Проблемы обнаружились во время тестирования вагонов.

В 2013 году в Варшаве вывели из эксплуатации 5 новых составов Inspiro производства Siemens. Причина тому – один из них... загорелся. Эвакуировали 150 пассажиров и несколько сотен человек на станции. Пострадали 9 человек – они отравились угарным газом, среди них – один ребенок.

До этого был случай в том же городе, когда из-за давки в метро перестали закрываться двери вагона. Людей попросили выйти из поезда, и он отправился в депо пустым.

В 2014 году федеральные железные дороги Швейцарии (SBB) заказали у компании Stadler 29 высокоскоростных поездов Giruno. Они должны были ездить в Германии, Австрии и Италии.

Отмечается, что со стороны компании Stadler не было допущено задержек и производитель успешно реализовал каждый этап данного проекта.

К слову, швейцарская компания Stadler заявляет о том, что их составы отвечают всем требованиям заказчиков и безопасности. Однако в январе 2019 года SBB сообщила о том, что кузова 148 электропоездов Flirt покрыты коррозией.

В компании отметили, что части кузова, которые подверглись коррозии, не имеют отношения к безопасности. Коррозия произошла из-за неправильного сервисного обслуживания. Компания Stadler предложила ремонт всех кузовов, несмотря на то, что гарантийный период истек. 

Кроме того, Штадлер не стал менять колеса для поездов, которые курсируют в Эстонии – они износились слишком быстро из-за того, что при производстве использовалась сталь неподходящей марки.

Дело в том, что к значительному износу колес, которые были определены и заказаны  клиентом, привело плохое качество путей.

Еще один инцидент произошел в Эстонии из-за технических проблем с инверторами электропоездов Flirt. Сумма ремонта составила более, чем 800 тысяч евро, а из-за срыва графика перевозчику были выставлены штрафы.

Были у Stadler и происшествия с жертвами – в 2016 году в Баварии произошло лобовое столкновение поездов, двигавшихся со скоростью 100 километров в час. В результате погибли 12 человек из 150 пассажиров, 89 человек получили ранения разной тяжести.

Причина происшествия состояла в недобросовестной работе диспетчера, который дважды отключил систему защиты поездов. Поэтому два поезда столкнулись на одной линии пути. Диспетчер был приговорен к трем с половиной годам лишения свободы. 

В июле того же года столкнулись еще два поезда - Stadler FLIRT ETR-340 и Alstom ELT-200 Coradia в Италии. Погибло 27 человек. 50 были госпитализированы.

Инцидент произошел из-за того, что на однопутной линии не было установлено никакой системы безопасности поездов. Также в этом случае диспетчер дал ложный сигнал, что линия свободна. 

Не отличаются надежностью и поезда Bombardier. Во-первых, происходили задержки поставки, во-вторых, - инциденты. Что касается задержек с поставкой, то показателен пример того, как швейцарские федеральные железные дороги ждали восемь лет реализации контракта на поставку междугородных двухэтажных электропоездов этого производителя.

Первый такой поезд должен был встать на рельсы в 2013 году. Одной из причин задержки производитель назвал проблемы с транспортировкой, а также с программным обеспечением. Еще одной причиной было то, что новые вагоны не соответствовали современным требованиям в области безбарьерной мобильности.

18 февраля 2019 года в швейцарском Базеле сошел с рельсов поезд производства Bombardier, который шел из Берлина. К счастью, обошлось без жертв. Но оказалось, что такие поломки происходили чуть ли не каждый день, и техников из компании-производителя приходилось привлекать, чтобы проверять каждый состав.

13 октября 2018 года у поезда производства Hitachi, который эксплуатируется в Шотландии, обнаружилась неисправность тормозной системы. Тем не менее, железнодорожный оператор заявлял, что машинист контролировал ситуацию и пассажиры были в безопасности.

Подобные случаи, к сожалению, можно перечислять и дальше. Что бы ни говорили машиностроители о внедрении самых современных технологий и повышении уровня безопасности – вероятно, иногда имеют место недосмотр или даже желание сэкономить. И поэтому контроль за качеством и безопасностью железнодорожной техники должен быть еще более жестким и серьезным.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan-economy/1798735-desatki-pogibsih-i-sotni-postradavsih-bezopasnost-poezdov-vedusih-proizvoditelej-okazalas-pod-voprosom/