KZ

Самоопределение, преемственность и новаторство: что из себя представляет развитие независимого Казахстана

Флаг Казахстана
Фото: NUR.KZ

Об основных вехах становления Казахстана в статусе независимого государства, о том, как справлялась страна с кризисами разных лет, о транзите власти и новых перспективах развития в интервью NUR.KZ рассказала директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Зарема Шаукенова.

- Зарема Каукеновна, в этом году независимости Казахстана исполняется 30 лет. Как бы Вы охарактеризовали этот период?

- Для каждой нации и страны независимость является бесценным даром. Ради и во имя независимости совершались революции, битвы, жертвовали жизнью лучшие из лучших представителей своего народа. Вся мировая история народов свидетельствует об этом, и Казахстан не исключение.

Однако для нас 30 лет суверенитета – это не просто новый виток истории. Этот этап, прежде всего, связан с новым самоопределением, идентификацией казахского народа, определением его места, роли и миссии в мировом пространстве. Это нелегкий путь со своими трудностями, преградами и сложностями, который наша страна успешно преодолевает. Эти три десятка лет условно можно разделить на несколько этапов.

Обретя независимость, молодому государству важно было заявить о себе, как новом политическом, экономическом субъекте мирового сообщества, необходимо было презентовать миру видение своего будущего развития. А как это сделать без скреп самоопределения? Очень сложно. Важно было вернуться к истокам, возродить дух и переосмыслить свою историю. Кроме того, перед страной стояли масштабные задачи по перестройке экономического уклада, перехода на новые рыночные отношения, взращивания предпринимательства, выстраивания новых экономических институтов, связей и другие. Вместе с тем, предстояло решение непростых вопросов, связанных с сохранением территориальной целостности, национальной безопасности, единства внутри страны и ряд других острых вопросов.

На этом этапе значимую роль сыграли проницательность и стратегическое видение Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы Нурсултана Назарбаева, а принятие стратегии «Казахстан-2030» послужило стартовой точкой в успешное будущее.

Следующий период, с начала 2000-х, характеризуется бурным экономическим ростом и не меньшими вызовами. Взяв хороший старт, страна встретилась с очередным мировым финансовым кризисом 2008-2009 годов. Будучи вовлеченным в мировую экономическую систему, страна перенесла кризис банковской системы, выявила уязвимые стороны и продолжила путь экономических преобразований. На этом этапе начался новый путь модернизации, не только в экономическом, но и политическом курсах.

Проводя многовекторную внешнюю политику, Казахстану удалось сохранить баланс в сложной мозаике геополитических процессов, постепенно укрепляя и проясняя позицию государства по многим актуальным вопросам на международных площадках высокого уровня. Понимание важности внутреннего единства выработало идею «Мәнгілік Ел» - скрепа духовного единства всех этносов и каждого отдельно взятого гражданина, считающего своей родиной Казахстан.

Для современного третьего этапа, с начала 2010 года по настоящее время, характерны прагматизм и высокая адаптивность к турбулентности. Несмотря на возникающие новые вызовы и риски, Казахстану удается сохранить единство внутри страны, проводить результативные экономические и политические реформы. Новая стратегия «Казахстан 2050» — это путь в условиях новой реальности, нового мира, трансформация которого происходит стремительно.

Так, в условиях, когда у некоторых соседей возникал один за другим политический кризис, нам удалось безболезненно пройти политический транзит и избрать нового Главу государства в 2019 году. Главное достояние сегодняшнего дня заключается в том, что нашей политике свойственны преемственность курсу Елбасы, сохранение стабильности и согласия в обществе, но главное, стремление всеми усилиями улучшать благосостояние народа и вносить свой вклад в позитивное развитие этого мира.

- Как Вы отметили, 2019 год для всей страны стал историческим. Елбасы сложил свои полномочия. Главой государства был избран Касым-Жомарт Токаев. На Ваш взгляд, как изменилась ситуация в стране с приходом нового Президента?

- Сегодня политический курс государства можно охарактеризовать как курс на созидательное развитие. При этом руководство страны во главу угла ставит сохранение баланса преемственности и новаторства. Во многом благодаря такому взвешенному и сбалансированному подходу к дальнейшему национальному развитию, а также личному опыту Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева удается воплощать в жизнь столь важные и масштабные реформы. Приоритет «сначала экономика, затем политика» эволюционно перешел к приоритету социально-политических преобразований.

Большой набор политических, социальных и экономических задач Главе государства необходимо было реализовывать на фоне пандемии COVID-19 и мирового экономического кризиса. Кроме того, был целый ряд внутренних вызовов - трагические события в городе Арысь в июне 2019 года, наводнение в мае 2020 года в Мактараральском районе, события в феврале 2020 года в Кордайском районе Жамбылской области и июле 2020 года в городе Сатпаев Карагандинской области.

Во-первых, на фоне глобальных политических и экономических кризисов стране были необходимы реформы, которые шаг за шагом реализовывал наш Президент. В основе всех реализуемых инициатив – народ и его благополучие.

Так, например, казахстанцев, оказавшихся в сложной ситуации, поддержало государство. 4,5 миллиона человек получили пособие. Еще двум миллионам отсрочили выплату кредитов. По поручению Главы государства был введен мораторий на проверки бизнеса, а МСБ на время освобожден от уплаты налогов. Для решения жилищного вопроса государство также оказывает содействие. Казахстанцы могут использовать свои пенсионные, чтобы улучшить жилищные условия, оформить ипотеку, или погасить задолженность. Также средства из ЕНПФ можно направить на лечение. Все это позволило преодолеть период пандемии с меньшими издержками.

Во-вторых, Президент Токаев призывал открыто обсуждать проблемы и слышать друг друга. «Слышащее государства» - действующая и перспективная концепция для нашей страны.

В-третьих, с момента вступления в должность Касым-Жомарт Токаев начал реализовывать основные принципы политического курса, обозначенные в своей предвыборной программе: преемственность, справедливость и прогресс.

Преемственность выражается в поддержании основного курса Елбасы и продолжении всех продуктивных программ, способствующих дальнейшему развитию общества. Справедливость осуществляется в обеспечении равенства прав всех граждан независимо от их социальной, этнической, религиозной и другой принадлежности и создание всем равных возможностей для достижения личного успеха. Прогресс, базируется на способности к обновлению во всех сферах жизни общества, осуществлении созидательных перемен на благо людей и стремлении Казахстана к вхождению в число передовых стран.

- За два года руководством страны было анонсировано много реформ, касающихся госуправления. Для чего необходима политическая модернизация в стране и с чем она была связана?

- Да, действительно за два года в Казахстане принят и реализован ряд политических реформ, затрагивающих и вопросы государственного управления. В целом, политическая модернизация, в первую очередь, обусловлена новыми общественными реалиями и существующими запросами, а также заданному ранее курсу Президента Касым-Жомарта Токаева на либерализацию общественной жизни.

В качестве примера нововведений можно выделить, буквально недавно утвержденный перечень 10 национальных проектов как нового инструмента госпланирования. Переход к проектному подходу государственной политики позволяет более детализировано подойти к ее осуществлению путем поэтапности реализации. Необходимо отметить, что проектное управление – это тоже своего рода механизм упрощения и либерализации системы госуправления.

Большой блок преобразований был заложен в первом Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана». В рамках данного Послания были определены приоритеты развития страны в пользу политико- административного направления. В первую очередь был взят курс на реализацию реформ в интересах дальнейшего развития страны и обеспечения устойчивости государства. Данные реформы должны осуществляться последовательно и поэтапно, без забегания вперед.

Была введена формула «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Сохраняя президентскую форму правления сделан акцент на повышение уровня участия законодательного органа в процессе принятия государственных решений и эффективности работы Правительства через усиление его ответственности и подотчетности.

Признанием политического плюрализма и многообразия выступила формула «разные мнения – единая нация». В результате расширились возможности для работы политических партий и был закреплен уведомительный характер проведения мирных собраний. Следующий большой блок реформ был посвящен избирательной системе. В частности, были внесены изменения в конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» и закон «О политических партиях», которые устанавливали 30%-ю квоту для женщин и представителей молодежи в избирательных партийных списках. Данные изменения были применены на выборах депутатов Мажилиса Парламента РК и маслихатов всех уровней, прошедших 10 января 2021 года.

Также одним из приоритетных направлений госуправления можно назвать развитие местного самоуправления. Так, летом текущего года прошли первые прямые выборы сельских акимов, проведение которых было инициировано в Послании Президента народу Казахстана в 2020 году. В свою очередь, нужно понимать, что прямые выборы являются частью поэтапного разграничения полномочий органов местного государственного управления и местного самоуправления путем расширения гражданского участия на местах.

И наконец, третий блок реформ направлен на обеспечение прав граждан и защиту интересов населения. Как мы видим из приведенных выше примеров, политическая модернизация в Казахстане включает в себя процессы дифференциации управленческих функций посредством развития автономных органов, а также более активное вовлечение в реализацию политики различных социальных групп.

- В последние годы руководство страны уделяет большое внимание общественному сознанию, формированию национальной идентичности, сохранению культурного, исторического наследия. Это особенно подчеркивал Елбасы в своих программных статьях «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи», на это также обратил внимание Глава государства в своей статье «Независимость превыше всего». Какую роль это играет для казахстанцев, укрепления государственности и как это повлияет на позиционирование Казахстана на международной арене?

- Сохранение культурного и исторического наследия является приоритетной задачей руководства нашей страны. Сегодня в мире происходят масштабные процессы гомогенизации. У этого процесса есть большие издержки. Утрачивая культурную идентичность, народы отказываются от разнообразия взглядов и традиций, это ограничивает нашу способность принимать многообразие.

Казахская культура исторически была обусловлена ценностями и системой взглядов, основанных на миролюбии, взаимопомощи и уважении. Это уже является неотъемлемым элементом имиджа современного Казахстана за рубежом, а также философией нашей внешней политики, это те ценности, благодаря которым наша страна известна в международном сообществе. К примеру, усилия Казахстана по ядерному разоружению, Астанинский процесс по Сирии и другие миротворческие инициативы ярко демонстрируют, как тесно переплетены ценности народа и его внешнеполитический курс.

Наше культурное наследие и история нации бесценны и уникальны. Однако их сохранение зависит от постоянных усилий. Именно такие программные статьи Елбасы как «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи», а также статья Главы государства К. К. Токаева «Независимость дороже всего» направлены на сохранение идентичности и культуры. Благодаря этим проектам современные казахстанцы активнее интегрируются в мировое сообщество.

Специально для этого разработаны и функционируют проекты «100 новых учебников» и «Перевод казахского языка на латинскую графику». В тоже время благодаря проектам «100 новых лиц Казахстана», «Казахстанская культура в современном мире», молодое поколение страны получает возможность заявить о себе как внутри страны, так и за ее пределами.

В целом, на заседании Национальной комиссии по реализации программы модернизации общественного сознания при Президенте в качестве итогов реализации программы «Рухани жаңғыру» были озвучены впечатляющие результаты. Например, охват участников составил свыше восьми миллионов человек. В прошлом году меценаты вложили около десяти миллиардов тенге в развитие инфраструктуры по направлению «Туған жер», построили почти 600 новых объектов, и еще 445 - реконструировали. В программу внедрили четыре новых проекта: «Үнем – қоғам қуаты», «Дәстүр мен ғұрып», «Құқықтық мәдениет» и «Еңбек – елдің мұраты».

Такие принципы, как прагматизм, конкурентоспособность, открытое сознание и культ знаний, заложенные в программных статьях подготовят поколение независимости к вызовам современности. При этом, сохранение национальной идентичности гарантирует преемственность поколений прошлого и будущего.

Ценности программы «Рухани жангыру» это основной духовный ориентир. Активная реализация программы «Рухани жаңғыру», которая наравне с программными статьями Президента Касым-Жомарта Токаева «Независимость превыше всего», «Абай и Казахстан в 21 веке», способствует формированию нового качества нации. В основе этого заложены патриотизм, стремление к науке и знаниям, конкурентоспособность, высокая ответственность, справедливость, бережливость, экологичность и основательность. Все это объединено формулой - «ответственное государство – ответственное общество – ответственный человек».

- Какие перспективы развития нашей страны Вы бы выделили в ближайшем будущем, учитывая нынешние реалии и текущие вызовы?

- Современный период характеризуется высокой степенью неопределенности. Однако данная неопределенность связана с трансформационными процессами в мире. Я бы сказала, что мир стоит перед выбором дальнейшего пути следования и развития. Наблюдаемые нами процессы политические, экономические, социальные являются тому подтверждением.

Например, четко прослеживается ориентированность на экологичное развитие. Если пару десятков лет назад – это являлось неким трендом будущего, то на сегодняшний день это мэйнстрим, реальность настоящего времени. Вы знаете, что европейские страны поставили амбициозную цель по достижению углеродной нейтральности к 2050 году, вместе с ними достигнуть нулевого уровня выбросов планирует и Китай к 2060 году.

В плане экономического развития наблюдаем, как укрепляются и набирают обороты азиатские государства. Китай на фоне пандемии единственная крупная экономика, вышедшая из кризисного 2020 года с положительным ростом и укрепляет свои экономические позиции, как в региональном, так и мировом масштабе.

Наряду с этим происходят глубокие трансформационные процессы в геополитике отдельных крупных стран. Все это ставит вопрос по какому пути следует двигаться Казахстану в ближайшие десять-двадцать лет? Чтобы ответить на данный вопрос необходимо четко понимать, куда и с чем мы хотим прийти. Ясно одно, что сохранение независимости и суверенитета политического, экономического – это важнейший приоритет. Но в реалиях сегодняшнего дня в одиночку выжить крайне сложно. Поэтому вопросы интеграции, партнерства, добрососедства, сотрудничества остаются в политико-экономическом фокусе нашей страны.

Не исключены и даже предсказуемы вызовы и сложности в плане экономического развития. Однако, необходимо принимать во внимание, что мир только восстанавливается после кризиса, и, как правило, после него происходит перестройка наработанных связей в экономике. Но, можно утверждать, что экономические преобразования, несомненно, будут проводиться с учетом происходящих перемен в мире и заявляемых целей устойчивого развития.

К настоящему моменту в Казахстане наработаны хорошие практические инструменты, позволяющие реализовать и достигать поставленные цели. Как уже отмечала, утверждение вышеназванных 10 национальных проектов по различным направлениям развития это стратегическая мера. Это не очередная программа, которую можно «не выполнить» со сменой курирующего руководства, а конкретный план действий с конкретными ответственными сторонами, с упором на получение конкретных результатов. Это шаг в сторону комплексного и всеохватного управления экономикой, затрагивающий наиболее актуальные сферы жизнедеятельности общества.

Как и многие другие страны, Казахстан проходит свой трансформационный путь, нам надо успешно пройти его и выйти на новый уровень своего развития.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nezavisimost/1939467-samoopredelenie-preemstvennost-i-novatorstvo-chto-iz-sebya-predstavlyaet-razvitie-nezavisimogo-kazahstana/

Автор: Елена Клепикова
Самоопределение, преемственность и новаторство: что из себя представляет развитие независимого Казахстана